Механическая трансмиссия и вождение: мкпп и особенности езды на такой коробке - maslo26.ru

Механическая трансмиссия и вождение: мкпп и особенности езды на такой коробке

Skoda Octavia BLUE TURBOлёт TSI › Бортжурнал › ЛИКБЕЗ для тех, кто хочет авто с МКПП)

Небольшой ликбез для тех кто хочет взять авто с “механикой”) Большинство людей здесь, конечно же, петрят, но а кому-то поможет. По крайней мере, не всем везет с хорошими учителями и иногда приходится разбираться самому.

МКПП совсем не смущала даже в условиях московских пробок, так как когда умеешь юзать ничего не затекает и не устает (главный враг механики – человек, постоянно держащий ногу над сцеплением или чуть на нем и когда постоянно играют сцепление-газ, особенно в пробках, тогда и сцепление долго не прослужит (быстро можно подпалить) да и нога “отвалится” в хорошей пробке на пару часиков. Так что в пробке алгоритм следующий: выжали сцепление-первая передача-отпустили сцепу и нога сразу влево на подножку, начинаете останавливаться-быстро выжали сцепу-перевели на нейтраль и опять нога сразу на подножку отдыхает. Выжимать сцепление следует быстро.

Если нужно быстро стартануть с высоких оборотов, то постарайтесь предварительно немного “натянуть” сцепление: выжимаете сцепление, включаете первую передачу, правой ногой (пяткой) нажимаете на тормоз, носком нажимаете немного на газ и начинаете отпускать сцепление секунды на 2, потом выжимаете сцепу обратно. Эта операция позволит Вам быстро стартовать, сохраняя больший ресурс Вашей КПП. Понятно, что в экстренных ситуациях нужно просто стартовать. Отпускать сцепление нужно и быстро, и плавно. Это тяжело понять на словах пока просто сам этому не научишься. Учиться, конечно, лучше на недорогих авто. Обороты двигателя, с которых лучше всего стартовать для всех машин различны, это зависит от того на каких оборотах у двигателя Вашей машины максимальный крутящий момент, от типа привода Вашего авто, от резины, погодных условий и т.д.

Для продвинутых юзеров по-любому необходимо освоить перегазовки при переключении на пониженную передачу. Применяется перед входом в поворот, при комбинированном торможении, на подъеме, перед обгоном и т.д. В целом, практически всегда делаю перегазовку при включении пониженной. В основном при последовательном спланированном торможении или, если нужно быстро ускориться, а ты едешь на 4-6 скоростях с небольшой скоростью, тогда перегазовка и 2 или 3 передача.

Последовательность действий:
— сбросить газ и выжать сцепление;
— резко «открыть» и «закрыть газ», доведя частоту вращения коленчатого вала двигателя до значений, соответствующих оборотам двигателя на этой скорости, поэтому необходимо знать какие значения соответствует каким скоростям и на каких передачах, кто ездит на своих авто больше недели – для тех это уже не проблема.
— включить понижающую передачу без паузы на «нейтрали»;
— отпустить сцепление;
— «открыть газ».
В идеале перечисленный алгоритм занимает где-то полсекунды, не больше.

Этот прием позволит снизить нагрузки на Вашу КПП, особенно на синхронизаторы, а также ЗНАЧИТЕЛЬНО поднимет безопасность Вашего вождения при активной езде, особенно зимой. На механике это уметь просто необходимо. На S5 особенно приятно делать перегазовки, учитывая её звук.

Некоторые совершают перегазовку с двойным выжимом сцепления, на современных авто с современными МКПП это не особо актуально в связи с тем, что есть синхронизаторы, которые уравнивают окружную скорость шестерни и муфты включения и не дающие муфте заблокировать шестерню, так что это уже old school, но тоже гуд, не многие могут хорошо это делать.

У кого есть какие практические советы по МКПП – пишите сюда! Всегда интересно узнать что-то новое.

Добавляю инфу из Википедии:

Эксплуатация МКПП (рекомендации)

В процессе эксплуатации автомобиля следует правильно пользоваться коробкой передач во избежание поломок и преждевременного износа.

* Стараться двигаться преимущественно на прямой передаче, при техническом наличии её на автомобиле, так как при этом путь крутящего момента получается наиболее коротким, и в его передаче не задействованы лишние шестерни (момент передают только первичный и вторичный валы, которые на прямой передаче соединяются в одно целое; при этом шестерни промежуточного вала, естественно, продолжают вращаться, но крутящего момента не передают), что увеличивает КПД трансмиссии и уменьшает износ;
* Переключение передач производить согласно приведённым в инструкции к автомобилю значениям максимальной и минимальной скорости на каждой передаче;
* Включение задней передачи при движении автомобиля вперёд, даже на небольшой скорости, категорически недопустимо.
* Не следует допускать длительной езды на скорости выше 20 км/ч с выжатым сцеплением, особенно на заднеприводных автомобилях, где это может привести к быстрому износу выжимного подшипника сцепления; нажимать педаль сцепления следует резко, а отпускать — плавно, но не допуская пробуксовки и не трогая акселератор, что значительно ускоряет износ;
* Недопустимо на скользкой дороге двигаться с выключенным сцеплением или коробкой передач на нейтральной передаче;
* Следует применять приём торможения двигателем — совместно с торможением автомобиля производится поочередное переключение передач с высшей ступени на низшую. При этом происходит более эффективная остановка автомобиля тормозом и двигателем.
* Недопустимо переключать передачи в поворотах, так как это может привести к заносу; до начала поворота следует перейти на низшую передачу, а по мере его прохождения — слегка нажать на педаль акселератора.
* Для облегчения работы синхронизаторов, следует:

При переходе с низшей передачи на более высокую — переключение производить в два приёма, с некоторой паузой в нейтрали;
При переходе с высшей передачи на более низкую, переключение производить в один приём.

* После использования наката при движении под уклон, в конце его необходимо делать «перегазовку» во избежание преждевременного износа сцепления и коробки переключения передач. Это нужно для того, чтобы уравнять обороты вращения колес с оборотами вращения коленчатого вала двигателя, который в это время работает на холостом ходу. Надо выжать педаль сцепления, довести газом обороты двигателя до предполагаемых для комбинации текущей скорости и предполагаемой передачи и включить эту повышенную передачу. К примеру после съезда с горки накатом скорость автомобиля 60 км/ч; нужно прикинуть, какая передача лучше всего подойдет для этой скорости, к примеру 4-я передача, а затем — какие обороты разовьет двигатель на 4-й передаче на скорости 60 км/ч (примерно 2000 об/мин), и «перегазовать» двигатель до этих оборотов (опытный водитель делает это «на глазок» на уровне автоматизма).
* Необходимо постоянно проверять уровень масла в картере МКПП и своевременно производить его замену, так как при длительной работе в КПП масло превращается в абразив за счёт повышения содержания частичек металла, неизбежно отделяющихся от шестерён в процессе их естественного износа, что в свою очередь значительно ускоряет износ;
* На автомобилях иностранного производства, соблюдайте указанную в инструкции марку смазочного масла, некоторые МКПП зарубежных автомобилей требуют специальных материалов, например, гипоидного масла или ATF.

Преимущества и недостатки
Преимущества

* Наименьшая по сравнению с иными типами цена.
* Намного меньшая в сравнении с гидромеханической трансмиссией масса.
* Высокий КПД по сравнению с гидромеханической трансмиссией.
* Обычно не требует отдельной системы охлаждения, как АКПП.
* Несмотря на немалый прогресс в области конструирования АКПП, на сегодняшний день средний автомобиль с АКПП при прочих равных уступает автомобилю с МКПП по топливной экономичности и динамике разгона.
* Относительная простота и отработанность конструкции.
* Достаточно высокая надёжность (срок службы самой МКПП без ремонта сравним со сроком службы автомобиля в целом, только сцепление требует относительно частой замены).
* Большинство моделей не требуют дефицитных или специфических расходных материалов, частого обслуживания.
* У автомобилей с МКПП шире набор специальных техник вождения, опытный водитель может более эффективно использовать такой автомобиль при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью.
* Автомобиль с МКПП легко пускается «с толкача», может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.
* МКПП, в отличие от гидромеханической АКПП, допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии.

* Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках.
* Относительно АКПП сложнее управление автомобилем, необходимость наличия специфического навыка для достижения плавного переключения передач без рывков.
* Переключение передач сопряжено со временным разобщением двигателя и трансмиссии, что увеличивает время переключения.
* Как и у любой ступенчатой КПП, невозможно плавное изменение передаточного отношения при разумном количестве ступеней, в отличие от CVT.
* Малый ресурс сцепления.

Поскольку МКПП требует от водителя намного большего опыта, чем АКПП, в некоторых странах существует практика либо делать два разных вида водительских «прав», либо принимать водительские экзамены только на МКПП (Пакистан, Российская Федерация, Беларусь, Украина).

Как не убить МКПП?

Статья о том, как правильно пользоваться механической коробкой передач, чтобы устройство не вышло из строя — важные нюансы эксплуатации МКПП. В конце статьи — интересное видео по теме.

К условному основному классу относятся все механизмы, узлы и агрегаты, которые позволяют автомобилю ехать. К антуражу можно отнести те комплектующие, которые созданы для комфорта водителя. И если нет правильной работы главных систем, которые обеспечивают хорошую скорость, то комфорт становится просто не нужен. Разве только для тех ценителей машин, которые приобретают «железного коня», ставят его, как корабль, на «вечный прикол» и любуются красивыми формами и отлично работающим кондиционером в салоне.

Одним из главных узлов автомобиля является трансмиссия, от правильной работы которой зависит, будет автомобиль ехать по дороге, дергаться на дороге или стоять на той же дороге. Как не убить МКПП своими руками и в короткое время?

Система синхронизации

Современные автомобили с механической трансмиссией оборудованы системой синхронизации, что отличает их от раритетных машин, где присутствовала «нейтраль». Работа системы заключается в выравнивании угловых скоростей шестерен до момента их зацепления. До того момента, пока не произошло выравнивание скоростей двух шестерен, невозможно включить требуемую передачу. Но нет ничего невозможного для наших водителей.

Данное условие работы синхронизатора заметно каждому водителю, на рычаге некоторое время чувствуется сопротивление. Это не дефект трансмиссии, это условие правильной работы устройства. Водители-новички продавливают механическое сопротивление и … отламывают зубья на шестернях. Этот принцип работы современной «механики» нужно просто запомнить.

Что еще следует знать водителю, чтобы коробка передач не «улетела» в течение года?

Забытая педаль

Многие водители превращаются в блондинок, когда после многолетней эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач пересаживаются на «механику». Они просто забывают выжимать сцепление во время переключения рычага. Результат всегда один — треск и хруст сломанной шестерни.

Читать еще:  Установка противотуманных фар: схема подключения и особенности

В лучшем случае происходит «слизывание» шестеренок, машина может еще некоторое время неплохо ездить, но через несколько недель коробка выходит из строя. Чтобы новичку было проще запомнить и не путаться в педалях — левая нога всегда возле педали сцепления, правая нажимает только не педаль тормоза или газа.

Старт с высоких оборотов

Если постоянно трогаться с высоких оборотов, происходит выгорание диска сцепления, затем начинает разрушаться маховик и корзина сцепления, коробка начинает стучать и выходит из строя.

Причина, почему водители неправильно стартуют, часто связана с невнимательным обучением в автошколе. Новички привыкают, что следует выжимать сцепление на холостом ходу, добавлять газ и бросать педель сцепления. Происходит рывок, и в 90% случаев машина глохнет. Будущие водители привыкают доводить обороты до максимума и трогаться с места без задержек.

Правильным будет следующий вариант:

  • Довести обороты до 1200 – 1500, педаль газа при этом уходит на треть своего хода.
  • Плавно отпускать сцепление, одновременно увеличивая газ.

Это не допустит падения оборотов, сохранит диски и сбережет коробку передач.

Задний ход без остановки

Типичная ошибка водителей, которая считается чуть ли не классикой жанра. При резком повороте на скорости, когда водитель понимает, что может не вписаться в угол поворота, он начинает пытаться включить заднюю скорость, не выполнив полной остановки. Трансмиссия на такие варварские движения водителя отвечает однозначным противным скрежетом смазывающихся зубьев шестеренок.

Если практиковать такие заходы на виражах часто, задняя передача скоро выйдет из строя. Это грозит тем, что коробка отправится на капитальный ремонт.

Тотальный контроль педали сцепления

Механическая КПП не может предложить водителю такого комфорта как коробка «автомат», где переключение скоростей зависит от решения электронного узла. Но только МКПП дает водителю полный контроль над управлением. Все гоночные машины, где человеческий фактор играет главную роль, оборудованы только механическими КПП, и вряд ли их когда-нибудь заменит автоматическая трансмиссия.

Если автомобиль стоит на уклоне, водителям-новичкам кажется, что выжимая сцепление до упора, они больше контролируют автомобиль. Эти привычки приведет к быстрому износу деталей механической коробки. Водителям следует привыкнуть тормозить и удерживать машину на уклоне педалью тормоза.

Происходит быстрый износ выжимного подшипника и диска сцепления. Первый признак того, что подшипник изношен — это неприятный гул детали. Есть риск, что он развалиться на ходу. Чтобы его заменить, требуется снимать КПП и проводить недешевый ремонт.

Чтобы увеличить срок службы КПП и системы сцепления, нужно выработать привычку при любых кратковременных остановках автомобиля переключать рычаг коробки на нейтральное положение — только в этом случае можно не отпускать педаль. В таком положении выжимной подшипник не давит на корзину сцепления.

Неправильный выбор передачи

В первые месяцы за рулем водители демонстрируют одну и ту же ошибку: передвигаются на низких оборотах при включенной высокой передаче. Это может войти в привычку, и водитель станет включать передачу выше третьей на скорости до 50 км. Коробка испытывает большую нагрузку, пытаясь синхронизировать нехарактерные параметры.

Каждая передача имеет максимальную скорость — если включить низкую скорость, например 2-ю, при скорости вращения колес, соответствующих 4-й передаче, произойдет аварийное торможение двигателем. В итоге может выйти из строя не только коробка передач, но и слететь с зубьев (или порваться) ремень РГМ. Это всегда серьезный ремонт.

Опасность неправильного понижения передач состоит не только в том, что выйдет из строя механическая коробка. Такие действия могут привести к неуправляемости машины на скользкой дороге. Зимой около 20% всех аварий происходят именно из-за такого переключения передач: Скорость. Торможение двигателем. Занос. Кювет.

Контроль рычага

Профессиональные водители практически всегда держат правую руку на рычаге передач, но при этом, если внимательно посмотреть, они не давят на набалдашник и не используют ручку как подлокотник. Новички плотно хватают ручку и сильно давят на нее.

Когда новичок неосознанно использует рычаг как средство упора, происходит постепенное расшатывание коробки. Система синхронизаторов теряет необходимую плотность, ручка болтается в коробке, а это всегда дорогостоящий ремонт, потому что приходится проводить диагностику всей трансмиссии и менять практически все шестерни.

Замена масла

Чтобы не только МКПП служила долго, но и все силовые блоки автомобиля работали с максимальной отдачей, водителям нужно постоянно контролировать уровень масла и полностью менять его раз в год. Езда на постоянном доливе неприемлема. Узлы загрязняются, образуются карстовые слои и коробка может выйти из строя из-за элементарного загрязнения.

Для того, чтобы механическая коробка передач отслужила свой максимальный срок эксплуатации без капитального ремонта, требуется соблюдать несложные правила управления автомобилем. Но это приходит только с опытом.

Видео о том, как правильно переключать передачи на «механике»:

Вождение автомобиля с механической коробкой передач: основные правила

Еще недавно на территории стран СНГ умение ездить на механической коробке передач являлось обязательным условием для получения водительского удостоверения. Сегодня ситуация несколько изменилась, так как появилась возможность получить права на АКПП.

При этом многие опытные автоинструкторы настоятельно рекомендуют сначала научиться ездить на «механике», а уже потом пересаживаться на автомат. Дело в том, что только механическая коробка позволяет научиться полностью контролировать автомобиль (особенно важно в зимнее время года, а также в тяжелых и сложных дорожных условиях).

Также машина с МКПП лучше приспособлена для тяжелых условий эксплуатации, чем аналоги с «автоматом». Далее мы рассмотрим основные правила вождения машины с МКПП и как правильно управлять автомобилем, если на машине стоит коробка механика.

Читайте в этой статье

Коробка МКПП: вождение автомобиля с «механикой»

Итак, чтобы понять, как ездить на механике, нужно отдельно учитывать, что на такой коробке водитель должен выбирать и включать/выключать передачи самостоятельно, то есть вручную. В результате вождение авто с механической коробкой передач может показаться сложным для начинающих водителей, а также тех, кто раньше ездил только на АКПП.

Главное, в процессе обучения обращать внимание на ряд нюансов и особенностей. Как правило, в этом случае уже через несколько часов практических занятий даже у новичков отмечается заметный прогресс. Итак, поехали.

  • Особенностью МКПП является наличие педали сцепления. Если просто, при нажатии эта педаль «отсоединяет» коробку от двигателя (подобно нейтральной передаче, более известной как «нейтралка»). Такое отсоединение необходимо для того, чтобы водитель получил возможность плавно и мягко переключать передачи (без ударов, рывков, а также повреждения коробки и двигателя).

Еще раз напомним, для мягкого и четкого переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления и отпускать педаль газа, иначе передача может включаться со скрежетом или хрустом, что приводит к поломкам трансмиссии.

  • Идем далее. Как уже было сказано, передачи в МКПП переключаются вручную. Зачастую машины с МКПП имеют 5 скоростей (передач) для движения вперед и одну заднюю скорость. Также имеется нейтральная передача. На начальном этапе важно усвоить, где находится каждая скорость, а также когда и как нужно включать передачи.

Однако важно помнить, что если машину на нейтралке одновременно не зафиксировать тормозами или ручником (стояночным тормозом), авто может покатиться под уклон (как назад, так и вперед). Так вот, нейтралка позволяет мотору работать на холостом ходу, а также двигаться накатом при выключении передачи (делать это без острой необходимости не рекомендуется). Также из нейтральной передачи водитель может включать нужную скорость для движения вперед или назад.

В процессе обучения важно запомнить, как включаются все передачи МКПП. Обычно указания нанесены на ручке КПП (сверху рукоятки). Как правило, новичок заранее детально знакомится с работой коробки на практике перед первым выездом.

  • Первая передача нужна для того, чтобы тронуться с места и разогнать автомобиль до 5-20 км/ч. Эта передача самая тяговитая. Кстати, при трогании с места педаль сцепления нужно отпускать максимально плавно, чтобы избежать резких рывков. Важно почувствовать момент начала передачи крутящего момента на колеса (обычно это момент в середине хода педали сцепления).

Также часто рекомендуется слегка добавлять газ одновременно с плавным отпусканием педали сцепления, что позволяет добиться уверенного начала движении и избежать ситуации, когда двигатель глохнет (особенно если авто стартует на подъеме), машина катится назад и т.д.

Кстати, часто проблемы с началом движения на подъем можно решить при помощи следующего приема: затяните ручник (стояночный тормоз), выжмите сцепление, включите первую передачу, плавно отпускайте сцепление и немного добавляйте газ, одновременно опуская ручник. Это поможет избежать нежелательного отката назад.

Обратите внимание, максимально плавно отпускать сцепление нужно только на первой передаче во время старта. После того, как автомобиль начал движение и нужно переключаться на ступень выше или ниже, резко сцепление бросать не нужно, однако и выдерживать такую же плавность, как при старте на первой передаче, также нет необходимости. Опять же, нужно чувствовать момент начала передачи усилия от мотора на колеса.

  • Задняя передача часто включается не так, как другие скорости МКПП. На одних авто для ее включения нужно просто передвинуть рычаг в определенное положение, тогда как на других дополнительно следует «снять» условную защиту-блокировку от случайного включения (потянуть кнопку-рычажок), только после чего удается «воткнуть» заднюю скорость.

Включать заднюю скорость можно только после полной остановки авто. Начинать движение на задней передаче нужно аналогично старту на первой, предельно плавно отпуская сцепление. При этом следует помнить, что задняя передача самая мощная, автомобиль начнет разгоняться достаточно интенсивно при неосторожном обращении с педалью газа.

  • Что касается включения передач, важно переключаться так, чтобы выбранная передача соответствовала скорости движения и условиям. Например, если водитель давит на газ, но машина движется на низких оборотах и не разгоняется, это говорит о том, что включена слишком «высокая» передача и необходимо, выжав сцепление, переключиться на одну или две ступени ниже.

Например, зачастую на бензиновых атмосферных моторах с объемом до 2.5 литра оптимально переключаться «вверх» тогда, когда обороты находятся на отметке 3 тыс. об/мин. Переключение «вниз» на 1 ступень происходит в том случае, когда обороты упали до 1200-1500 об/мин и машина уже «не тянет».

Обратите внимание, включение слишком низкой передачи вызывает эффект торможения двигателем и коробкой. Если машина движется на высокой скорости и включенной, например, 5-й передаче с оборотами около 4 тыс./об. мин, то включение 2-й передачи может привести к резкому замедлению, а также поломкам ДВС и КПП, заносу автомобиля, различным ДТП и т.д.

Также важно учитывать, что для обгонов нужно заранее переключаться с «повышенной» на «пониженную», что позволит добиться более активного разгона автомобиля, быстрого набора оборотов мотора и лучшего отклика на педаль газа.

Полезные советы

Перед запуском двигателя нужно всегда проверять, что рычаг находится в положении нейтральной передачи. В противном случае при попытке завести двигатель на передаче произойдет рывок, что может привести к ДТП и другим последствиям.

Читать еще:  Что такое система изменения фаз газораспределения

Не следует активно газовать в том случае, если педаль сцепления частично выжата или отпущена не до конца. Это приводит к усиленному износу самого сцепления и неполной передаче тяги от мотора на колеса. Также не следует держать нажатой педаль сцепления дольше 2-3 сек. на светофорах и при кратковременных простоях. Нужно переходить в нейтраль, после чего отпускать педаль сцепления.

Для эффективного снижения скорости движения автомобиля можно использовать низшие передачи (третью и вторую), причем не используя педаль тормоза. Прием хорошо подходит для применения на скользкой дороге в гололед, снег, дождь и т.д.

Однако перед каждым запуском двигателя следует всегда проверять, что коробка переведена в нейтраль. Еще отметим, что в зимнее время ручником лучше не пользоваться, что позволит избежать примерзания тормозных колодок к тормозному диску или барабану.

Подведем итоги

Как видно, умение управлять автомобилем с механикой позволяет полностью контролировать машину, использовать специальные приемы, а также развивать и совершенствовать практические навыки вождения.

Напоследок отметим, что водитель, который умеет ездить на механике, без труда управляет и автомобилем с АКПП. Если же говорить об обратной ситуации, переучиться с автомата на механику и приобрести необходимые навыки езды на такой коробке намного сложнее.

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач МКПП: виды стандартного торможения на МКПП, экстренное и аварийное торможение, советы.

Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход.

Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.

Коробка передач «механика»: основные плюсы и минусы данного типа КПП, принцип работы механической трансмиссии автомобиля (МКПП).

МКПП в машине: что это такое, какие особенности имеет трансмиссия данного типа. Преимущества и недостатки МКПП в автомобиле, на что обратить внимание.

Как пользоваться механической коробкой передач

Главная » Блог » Как переключать скорости на механической коробке передач

Комментариев нет

Автомобили с механической коробкой передач имеют массу преимуществ перед автомобилями с автоматической коробкой. Они сложнее в управлении, но стоимость их ремонта гораздо ниже по сравнению с автоматом. К тому же, если вы научитесь пользоваться МКПП, то машина на автомате покажется вам в управлении очень простой. Сегодня рассмотрим, что такое механическая коробка и как научиться ею управлять.

Как устроена МКПП

Механическую коробку в отличие от автоматической водитель должен переключать сам. Большинство машин с механикой имеют 4-5 передних и одну заднюю скорость передачи. Чтобы научиться управлять МКПП, необходимо знать нахождение и назначение каждой из скоростей. Рассмотрим каждую подробнее:

  • нейтральная передача означает, что крутящий элемент двигателя не передается колесам. При включенном двигателе и нейтральной передаче при нажатии на газ движения не произойдет. Из нейтральной передачи можно переключиться в любое другое положение;
  • первая передача нужна для начала движения;
  • вторая и последующие передачи необходимы для скорости. Их количество зависит от конкретного автомобиля;
  • передача заднего хода необходима для разгона, но не для постоянного использования.

Перед тем, как сесть за руль, стоит выучить положение каждой скорости на рычаге управления. Это важно, потому что во время движения нужно смотреть на дорогу, а не на рычаг. Скорость переключения придет с опытом. По началу каждый водитель мысленно вспоминает, где находится нужная скорость. Со временем вы привыкните к местоположению, и переключение будет происходить без лишних мыслей.

Расположение педалей

В автомобиле с механической коробкой передач есть три педали:

  1. Левая педаль – это сцепление;
  2. Средняя педаль – тормоз;
  3. Правая – газ.

Расположение одинаково как для праворульных, так и для леворульных машин.

Педаль сцепления служит разделителем работы двигателя и колес и позволяет переключать КПП. Ее необходимо нажимать перед каждым переключением. Понятно, что педаль тормоза необходима для остановки, а педаль газа – для движения.

Для правильного переключения КПП необходимо полностью нажимать на педаль сцепления. В противном случае включение каждой скорости будет сопровождаться скрежетом, что неизбежно приведет к поломке.

Принцип переключения передач на механике

Принцип работы механической коробки основывается на соединениях между входным и выходным валом через сочетания шестеренок с разным количеством зубьев. Иными словами, работа двигателя происходит за счет изменения количества оборотов, регулируя усилие на ведущих колесах. Это позволяет добиться оптимального режима работы двигателя при начале движения, разгоне и снижении скорости. Принцип работы не зависит от привода, но в каждой модели будут свои особенности.

Механическая коробка предназначена для плавного и равномерного распределения крутящего элемента. МКПП включает в себя несколько передач, управление которыми происходит с помощью рычага. Связующим элементом между коробкой и двигателем является сцепление. Постоянно вращающийся коленчатый вал зацеплен с первичным валом коробки передач. А сцепление позволяет разъединять и соединять эти элементы, благодаря чему происходит движение.

Как научиться ездить на механике

При первых попытках научиться вождению на механике важно не торопиться, а все делать последовательно. Перед началом движения первое, что необходимо сделать, это пристегнуть ремень безопасности. Если обучение происходит в теплое время года, можно открыть окна, чтобы лучше слышать и понимать двигатель
Далее следует отрегулировать сиденье, чтобы дотягиваться до педалей и нажимать на них без усилий. В этот момент можно поучиться плавно отпускать сцепление.

Затем нужно перевести рычаг переключения в нейтральное положение, из которого он может свободно двигаться в разных направлениях. После этого можно запустить двигатель с помощью ключа зажигания и нажатой до конца педали сцепления.

Для начала движения нужно нажать педаль сцепления, переключиться на первую передачу, немного поднять ногу со сцепления и нажать на педаль газа. Чтобы начать движение, машине нужно приложить много усилий, именно поэтому в этот момент может заглохнуть двигатель. Плавное начало движения обеспечивает одновременное нажатие педалей газа и сцепления.

Для того, чтобы включить передачу, нужно до конца нажать педаль сцепления и плавно подвинуть рычаг. В случае сопротивления и наличия непонятных звуков следует вернуть рычаг в исходное положение, отпустить сцепление и снова нажать. Когда нужное положение включится, усилие рычага снизится, а его движение остановится, поскольку он столкнется с ограничителем.

При морозной погоде можно стартовать со второй передачи, чтобы избежать пробуксовки или заноса. Для этого надо выбрать вторую передачу и плавно балансировать между педалями сцепления и газа.

2. Движение.

Для плавного движения автомобиля необходимо понять:

  1. в какой момент нужно переключать передачи;
  2. как достичь оптимальной динамики;
  3. что нельзя делать, чтобы не сломать коробку передач.

Грамотное переключение скоростей при движении обеспечивает правильную динамику всей системы механической коробки, продлевает срок ее службы и позволяет снизить расход топлива. Самая главная рекомендация для начинающих водителей, это следить за показателями тахометра. При показателях от 2,5 до 3,5 тысяч оборотов в минуту работа двигателя происходит наиболее правильно и нет необходимости переключаться на другую передачу.При более высоких показателях тахометра необходимо переключиться на более высокую передачу, чтобы снизить нагрузку. Педаль сцепления при этом стоит жать до конца. При снижении оборотов необходимо произвести переключение на более низкую передачу. Чтобы ехать без рывков.

При разгоне переключать КПП необходимо поочередно, начиная от первой и доходя до нужной. Переключаться через несколько ступеней в целом не запрещено, но стоит делать это, предельно обращая внимание на сцепление. При неполной выжатой педали вероятен риск повреждения валов коробки.

Благодаря МКПП можно заранее подготовиться к сложной дорожной обстановке. Например, если следовать правилам дорожного движения, переключение передач на более низкую ступень необходимо:

  • при приближении к крутому подъему;
  • при движении по опасному спуску;
  • при обгоне;
  • на крутых поворотах.
  • МКПП может помочь даже в тех ситуациях, когда нельзя воспользоваться тормозом. Например, по скользкой дороге или при движении под уклоном. В этих случаях можно тормозить с помощью двигателя. Нужно отпустить газ и переключаться с высокой передачи до низкой, пока скорость не снизится. Но не стоит сильно повышать обороты и, при возможности, использовать тормоз.

    3. Снижение скорости и остановка.

    Для снижения скорости нужно переключаться на более низкую передачу. При слишком медленной скорости для текущей передачи автомобиль будет вибрировать, как будто вот-вот заглохнет. Для снижения скорости нажмите сцепление, отпустите газ, сделайте переключение скорости, отпустите сцепление, надавив при этом на педаль газа. Чтобы остановиться, переключайте передачи поочередно, пока не включите первую передачу.

    При необходимости остановки нажмите правой ногой на тормоз. Во время достижения скорости в 15 км в час машина завибрирует. В этот момент нужно до конца нажать сцепление, перевести рычаг в нейтральное положение и нажать на тормоз, чтобы окончательно остановиться.

    Сделать остановку можно на любой передаче. Для этого необходимо до конца нажать на сцепление, нажать на тормоз и переключиться на нейтральную. Но в этом случае контроль за автомобилем ослабевает, поэтому пользоваться этим способом можно только в крайнем случае. В любом случаем можно посмотреть уроки вождения на механике для начинающих, как правильно трогаться с места на механике, пошаговая инструкция.

    Важные правила управления МКПП

    Машины с механической коробкой более выносливы и надежны, чем автомобили на автомате. Но управление МКПП также требует к себе особого внимания. Необходимо знать несколько простых правил, чтобы автомобиль на механике прослужил дольше:

    • нельзя оставлять ногу на нажатой педали сцепления. Нередко водители при переключении с одной передачи на другую оставляют ногу на педали сцепления, но так делать не рекомендуется. Снимайте ногу с педали сразу после переключения передачи, иначе вы рискуете повредить выжимной подшипник и диск сцепления;
    • запрещено включать 3,4 и 5 передачи на низких оборотах двигателя. При неравномерном включении передач на механическую коробку создается большая нагрузка, которая со временем неизбежно приведет к износу всех деталей сцепления. С самого начала привыкайте переключать передачи на нужных оборотах двигателя, чтобы потом не пришлось переучиваться;
    • не нажимайте на педаль сцепления при остановке на уклоне, иначе быстро произойдет износ диска. Для удерживания автомобиля от ската при подъеме следует нажимать педаль тормоза. А когда необходимо тронуться, уже нажимать сцепление, затем плавно на газ, отпуская сцепление;
    • на светофоре стоит переключаться на нейтральную передачу, а не нажимать на сцепление с включенной скоростью. Если оставлять скоростную передачу при остановке, то система сцепления находится под большой нагрузкой, что приведет к ее быстрому износу;
    • не стоит оставлять руку на рычаге переключения передач, поскольку такая привычка создает давление на коробку. Ненужное давление со временем может привести к износу механизма переключения передач и других деталей коробки;
    • на скользкой дороге не выключайте сцепление и не осуществляйте движение на нейтральной передаче;
    • в зимнее время нельзя оставлять автомобиль с включенной передачей;
    • регулярно проходите технический осмотр, не забывайте чистить коробку передач и поддерживать нужный уровень масла.
    Читать еще:  Масло для двухтактных двигателей внутреннего сгорания: выбор смазки

    Эти простые правила позволят сохранить работоспособность автомобиля с механической коробкой и прослужить ему как можно дольше.

    Основные ошибки начинающих водителей

    Начинающие водители часто делают одни и те же ошибки:

    1. не понимают, когда нужно сменить передачу, из-за чего двигатель работает на очень высоких оборотах, машина теряет скорость, а водитель – контроль за движением;
    2. у новичков не получается начать движение по причине резкого бросания педали сцепления. Именно поэтому автомобиль глохнет. Со временем это может привести к износу всех деталей коробки;
    3. опоздание с включением второй скорости. При начале движения на вторую передачу можно переходить достаточно быстро, но новички забывают об этом;
    4. не убирают ногу с педали сцепления, из-за чего она быстрее изнашивается, а нога устает;
    5. при смене передач левая рука начинает поворачивать руль.

    Когда вы знаете, чем грешат начинающие водители, вы заранее будете помнить и не допускать таких ошибок.

    Секреты экономии расхода топлива

    Существует несколько особенностей, которые могут помочь снизить расход топлива и нагрузку на двигатель:

    • при разгоне переключение передач стоит делать побыстрее. Моменты переключения индивидуальны для каждого автомобиля, но переход от первой до второй передачи оптимально делать при скорости 25 км в час. На следующие ступени можно переходить при достижении 55-60 км в час;
    • при чрезвычайно интенсивной работе двигателя стоит перейти на более высокую передачу, если автомобилю не нужна такая мощность для поддержания скорости;
    • переключение на низшую ступень необходимо, если без нажатой педали газа машина снижает скорость. Стоит избегать медленной езды на высоких передачах, так как это сильно повышает расход топлива.


    Многие начинающие водители боятся управлять машиной с механической коробкой. Но если вы освоите и поймете принцип управления, то любой автомобиль на автоматической коробке окажется для вас простым для вождения. Каждый водитель выбирает сам, на какой коробке ездить. Но освоив механику, вы получите незабываемый опыт и навык управления автомобилем, который сможет помочь вам при возникновении трудной ситуации. Просмотреть урок вождения на механике можно здесь https://youtu.be/MWtxwEqZyl8

    Как управлять механической коробкой передач

    Научится грамотно управлять автомобилем – задача непростая. Выучить правила дорожного движения, научится крутить руль, и переключать передачи – это лишь полдела. Настоящий водитель – это человек, который чувствует свой автомобиль как часть своего тела, это тот, кто управляет с помощью рефлексов. Разумеется, достичь мастерства невозможно без знания устройства вашего автомобиля и, конечно же, теории управления.

    В этой статье мы поговорим об одном из основных узлов вашей машины – коробке переключения передач. В зависимости от конструкции, коробки делятся на два основных типа автоматические и механические, все они выполняют одну функцию – передачу энергии от двигателя к колесам. Мы рассмотрим наиболее популярный в России и самый сложный в управлении тип КПП – механическая коробка переключения передач (МКПП).

    Существует несколько разновидностей МКПП

    1. Традиционная МКПП – наиболее распространенный тип коробки, о ней и пойдет речь в статье.
    2. МКПП секвентального типа – отличаются от предыдущей тем, что в ней нельзя перешагнуть через одну передачу (только последовательно).

    Управление МКПП

    Управление МКПП осуществляется при помощи сцепления, а также рычага переключения скоростей. Каждой из передач соответствует определенное положение рычага. Начинающему водителю нужно запомнить соответствие передач – положениям рычага. Необходимо научится переключать передачи, не отвлекаясь от дороги, и не задумываясь над тем, какая передача включена в настоящий момент.
    Заведите авто, но прежде удостоверьтесь, что ваш рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении. Выжмите до упора в пол сцепление, и переведите рычаг в положение первой передачи. Затем слегка надавив на педаль акселератора, быстро, но не резко отпускаете сцепление, задержав его на несколько секунд в середине хода педали. Если вы выполнили инструкцию точно, ваше авто поедет ровно, не трясясь и без моторного рева.

    Развив скорость необходимую для переключения передачи, опять выжимаете сцепление, переключаете передачу, после чего отпускаете сцепление. Включив передачу, одновременно отпускаете сцепление и плавно давите на акселератор. Сменять передачи следует по очереди (с первой на вторую, и так далее).

    Снижая скорость, следует переключаться в соответствии со скоростным режимом. Рабочий интервал для большинства МКПП такой: первая передача от 0 до 20 км/ч; вторая от 20 до 40 км/ч; третья от 40 до 60 км/ч; четвертая от 60 до 80 км/ч; пятая от 80 до 150- 200 км/ч.

    Как самому выбрать скорость и обороты двигателя, на которых будет включена необходимая передача?

    Приведем пример, на первой передаче вы можете ускорить автомобиль до 30 км/ч, а переключится на вторую, вам следует на скорости от 10 км/ч до 30 км/ч. Например, при 18 км/ч, вы можете плавно переключиться на вторую передачу, и ваше авто при этом не будет дергаться.

    Также при эксплуатации авто с МКПП помните: чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости. Вот почему двигаясь с места и поднимаясь на возвышенность, следует включать 1-ю или 2-ю передачи. Следовательно, 3-ю, 4-ю, 5-ю следует использовать при передвижении на более высоких скоростях, при выезде со спуска. Правильное переключение передач сделает вашу поездку приятной, лишенной неприятного дерганья и оглушающего моторного рева на высоких оборотах.

    Чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости

    Преимущества МКПП

    Водить машину с механической коробкой передач гораздо сложнее, чем с коробкой автоматической, тем не менее, МКПП имеет множество преимуществ:

    • Прежде всего, можно управлять стилем езды (от «эконом», до спортивного стиля).
    • Можно завестись с раздраженным аккумулятором (подтолкнув автомобиль), можно снизить скорость не используя тормоза, т.е. тормозить двигателем.
    • При старте с места МКПП заметно опережает АКПП. В любых погодных условиях МКПП предоставляет гораздо больше возможностей контролировать автомобиль на дороге.

    Давайте рассмотрим перечисленные преимущества механической коробки подробней:

    Торможение двигателем

    Главное правило автовладельца: любое действие обязано соответствовать дорожной ситуации. Это касается, прежде всего, торможения двигателем, его следует совершать лишь в конкретных дорожных ситуациях.
    В каких случаях следует применять торможение двигателем – это предмет постоянных дискуссий между автовладельцами, однако, есть ситуация, когда оно необходимо. Торможение двигателем обязательно пригодится тогда, когда у авто пропадают тормоза (вследствие неполадки или намокания тормозных колодок), в этом случае его применение становится вопросом жизни и смерти! Чтобы ваша машина перестала разгоняться и начала замедление, нужно отпустить педаль акселератора, оставив передачу включенной – это и есть торможение двигателем, в самом безопасном его варианте.

    Опасный способ применяется тогда, когда скорость слишком высока и требуется срочно ее скинуть. В этом случае придется постепенно переключать передачи, от повышенной к более низкой. Быстрее всего скорость будет снижаться при включенной первой передаче. Однако не пытайтесь переключиться с пятой передачи сразу на первую или вторую передачу. В этом случае вас, скорее всего, занесет, и вы попадёте в аварию. В лучшем случае выйдет из строя коробка передач.

    Начинающим водителям, следует помнить, что использование торможения двигателем не только опасно, но и может способствовать повышенному износу деталей МКПП и даже привести к их поломке.

    Экономичный стиль вождения

    Вторым по важности (после торможения двигателем) преимуществом МКПП является возможность значительно уменьшить свой расход топлива. Для этого нужно придерживается экономичного стиля езды, вот его основные правила:

    1. Основной расход горючего происходит в момент разгона вашего авто, когда оно набирает скорость. Из этого следует, что в населенном пункте не следует разгоняться быстрее 60 км/ч, ведь через пару минут вы должны тормозить перед пешеходным переходом. Выработайте привычку «подкатывать» к месту вашей остановки с выключенной скоростью. Это также позволит сократить расход топлива. Старайтесь избегать «перегазовок» во время переключения передач (что сэкономит ваши деньги, а также поможет сберечь МКПП).
    2. Нельзя удерживать машину, стоящую на пригорке, при помощи выжатого сцепления и тормоза, это повышает расход бензина и изнашивает сцепление, вырабатывайте привычку переводить рычаг в нейтральное положение во время остановок.
    3. Правильная работа с МКПП при экономичном стиле. Стоит переключать передачи МКПП заранее, не доводя стрелку тахометра до 3000 оборотов, лучше всего переключиться на 2500 оборотов. Продолжительная езда на повышенных оборотах приводит к перерасходу бензина. Экономия может составить вплоть до 40 процентов бензина!
    4. Движение в многокилометровых заторах является главной причиной перерасхода горючего. Нет методики минимизировать расход, находясь в пробке. Поэтому обязательно следует продумывать свой маршрут, стараясь избегать пробок. В этом вам поможет автонавигатор с функцией прокладки маршрута.

    Следуйте этим простым правилам, и вы сможете снизить расход топлива до 50 процентов!

    Что делать в случае поломки?

    Разумеется, смена стиля управления, поможет достичь экономии только на полностью исправном автомобиле. Любая поломка приведет к уменьшению КПД вашего автомобиля, и как следствие, к увеличению расхода топлива.
    Часто начинающие автолюбители даже не знают о такой вещи, как переключение передач с двойным выжимом сцепления при работе с МКПП. Этот способ применялся в те времена, когда еще небыли изобретены синхронизаторы (небольшое устройство, которое выравнивает скорость шестерен и не дает им блокироваться). До изобретения синхронизаторов, водителям приходилось совершать процедуру двойного выжима по несколько десятков раз за поездку.

    Применительно к МКПП, одной из самых частых поломок – является выход из строя синхронизаторов. Если с вами произойдет такая неприятность, не спешите вызывать эвакуатор. В случае если передачи не переключаются либо хрустят при переключении, вы сможете самостоятельно добраться до гаража, используя двойной выжим сцепления или перегазовку.

    Метод «Двойного выжима»

    Нужно увеличить обороты, затем отжать сцепление, отпустив акселератор. Затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Маленькая пауза, и опять выжимаете сцепление, после чего переходите на повышенную скорость.

    Метод «Перегазовки»

    Сбрасываете скорость до оптимальной (в зависимости от того на какую скорость вы хотите переключиться). Выжмите педаль сцепления до конца, затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Добавьте оборотов, дождавшись синхронизации. Полностью выжимаете педаль сцепления, и переключаетесь на пониженную передачу. Самое сложное это – выдержать нужную паузу на «нейтрали». Очень непросто подобрать нужную продолжительность выдержки и уровень оборотов по тахометру, продолжайте тренироваться, пока у вас не получится.

    Механическая коробка переключения передач не зря пользуется уважением отечественных автолюбителей. Она проста и надежна как титановый шарик, и благодаря этому, дешева в обслуживании. Единственный ее недостаток – низкий уровень комфорта в управлении, полностью компенсируется повышенным уровнем контроля над автомобилем.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector