Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам - maslo26.ru

Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам

Какие функции выполняет моторное масло?

Моторное масло необходимо, в первую очередь, для смазывания трущихся деталей мотора. Однако на этом его функции не заканчиваются.

Основными задачами, которые выполняет смазочная жидкость в двигателе, считаются:

  1. Смазка трущихся пар, создание защитной пленки на соприкасающихся поверхностях, уменьшение износа узлов двигателя.
  2. Охлаждение рабочих элементов, снижение влияния процессов трения и горения топлива. Хорошая смазка обеспечит минимизацию перегрева сальных деталей, их коробление и поломки, вызванные этим процессом. Также производится отвод тепла от резиновых уплотнений, что позволяет прокладкам и сальникам дольше сохранять геометрические параметры и эластичность.
  3. Детали двигателя постоянно будут промываться от продуктов сгорания, которые в случае использования некачественной смазки будут накапливаться в виде отложений. Масло снижает засоряемость каналов, магистралей, загрязненность внутренних рабочих поверхностей. Как следствие – сохраняется нормальный температурный режим работы двигателя.
  4. Смазка защищает металлические элементы мотора от коррозионных и окислительных процессов.

Как правильно выбрать моторное масло

В числе таких основных мероприятий как периодический мелкосрочный ремонт – обязательная замена смазки в двигателе. При этом обязательно выбирать качественный продукт, с современным пакетом присадок. Присадки в такой смазке могут занимать от 15 до 25% объема.

Кроме того, следует различать моторные масла по типу используемой базы:

  • Минеральные, получаемые вакуумной переработкой нефтепродуктов с рафинированием;
  • Гидрокрекинговые, производящиеся по технологии разрушения масляных цепочек минеральных базовых масел;
  • Полусинтетические как смесь синтетики и минералки в определенной пропорции;
  • Синтетические, полностью химические, получаемые путем направленного газового синтеза.

Также стоит помнить, что масло характеризуется не типом основы, а в первую очередь – вязкостью. Вязкость масла – это основная характеристика, в обязательном порядке регламентированная производителем. Существуют даже специальные классификации и допуска, регламентирующие использование той или иной смазочной жидкости для определенной модели двигателя.

Кроме того, не стоит самостоятельно улучшать приобретенное масло, добавляя в него присадки, не предусмотренные заводской рецептурой. Все дело в том, что оригинальное масло высокого качества уже содержит в себе все необходимые для нормальной работы компоненты. А смешивание приведет к получению продукта с новой формулой – результат может оказаться непредсказуемым.

Если же речь идет о применении высокотехнологичных энергосберегающих масел, то нужно помнить, что они целесообразны только в ДВС, рассчитанных на маловязкие смазки. В обычных конструкциях экономия топлива будет практически незаметной по сравнению с традиционной синтетикой.

OILmasters › Блог › Как выбрать моторное масло. Подробный ликбез по маслам. Часть 1 — функции моторных масел.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (для любителей конкретики без лирических отступлений – спускайтесь сразу ниже, к Части 1)

Тема выбора моторных масел была популярна всегда. И сейчас достаточно часто на Драйве и других ресурсах задают вопросы, какое масло лить, какой фирмы, какой вязкости и прочее. Перечитав значительное количество постов и комментариев к ним, стало понятно, что большинство рекомендаций и советов являются либо домыслами, либо автор стал жертвой маркетологов или и того хуже ОБС* (*Одна Бабка Сказала). И ладно бы все оставалось на уровне личного мнения, так нет, каждый норовит дать «ценный» совет, при этом, не понимая основ, а руководствуясь вышеуказанными источниками вдохновения.

Как следствие, начинаются проблемы с жором масла, увеличением токсичности, выходом и строя систем доочистки выхлопных газов и колоссальным тратам денежных средств. Появляются тысячи тем в бортовых журналах по вопросам увеличения расхода не только масла, но и топлива (каюсь, сам прошел через это с предыдущим авто). Некоторое время назад, открыв магазин смазочных материалов для автомобилей, стал детально изучать вопрос правильного подбора масел, сопоставления разных брендов. Для этих целей проходил специализированные курсы, семинары, вебинары. После их прохождения становятся ясными причины безграмотности бОльшей части автовладельцев в вопросах автомобильных смазок (меня в том числе). Не подготовленному человеку, не специалисту в области химии, чтобы «въехать в тему» нужно потратить не пару часов, а пару-тройку месяцев.

В общем, я принял решение, совместно с Вашими усилиями, добраться до истины. Попробуем разложить технически сложный материал доступным языком. Начнем, разумеется, с азов, а дальше по нарастающей. Чтобы при очередном вопросе в бортовом журнале о выборе масла не разводить срач, а дать четкий ответ, основанный на технических особенностях масел, но ни в коем случае ни на маркетинге производителей и дилеров.

Часть 1–Что должны делать моторные масла
Множество затруднений с подбором масла, как ни странно, возникает из-за недопонимания того, какие функции должны выполнять моторные масла.
Для начала, давайте разберем, что есть моторное масло – это базовое масло + комплекс присадок. Всё. Базовые масла при этом могут быть минеральными, полусинтетическими и синтетическими (подробнее об этом мы поговорим во второй части).

Самое частое заблуждение, из-за которого и возникает большинство проблем, что моторное масло выполняет только смазочную функцию. На самом же деле этих свойств множество, именно их наличие, сочетание и пропорции и влияют на допуск масла для разных марок автомобилей. Думаю многие смотрели ролик Эрика Давидыча, где он демонстрирует просто «нереальные» свойства рекламируемого масла наглядным образом.

Вот только весь тест ограничивался исключительно проверкой смазочных свойств масла. При этом одной из самых сложных процедур, по словам производителей, в современном производстве масел является именно сочетание различных свойств масла в одном флаконе, а зафигарить 100% присадок уменьшения трения много ума не надо.

Итак, какие функции должны выполнять современные моторные масла:
СМАЗЫВАНИЕ – на стенках трущихся деталей должна формироваться смазывающая пленка;
УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ – во время работы двигателя, под воздействием различных факторов формируются продукты увеличивающие износ и окисление. Поэтому, моторное масло должно способствовать отмыванию различных деталей двигателя.
ОХЛАЖДЕНИЕ – масло должно способствовать отводу тепла от разогретых деталей;
УПЛОТНЕНИЕ ЗАЗОРОВ – а именно, между стенками цилиндров, кольцами и поршнями;
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ОКИСЛОВ – помимо очистки, масло должно препятствовать самому образованию тех самых окислов, которые формируются в результате сгорания топлива.
ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ – различных деталей двигателя.

Для того чтобы моторные масла смогли выполнять поставленные перед ними задачи используют комплексы присадок, т.к. даже самое аффигительное базовое масло, не сможет справиться с поставленной задачей.

На сегодняшний день производители масел используют следующие пакеты присадок:
ЗАГУСТИТЕЛИ – отвечают за улучшение показателей вязкости масла (всё по базовым маслам, в том числе их вязкости подробно разберем во второй части). Нужно отметить, что загустители используют во всех современных маслах. Они состоят из (внимание, сложный для восприятия термин) высокомолекулярных полимеров. При увеличении температуры их объем увеличивается, а при снижении соответственно – уменьшается. Загустители напрямую влияют на ресурс моторного масла.
МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ – вот здесь часто мнения расходятся, из-за страхов использовать сильномоющие масла в старых авто. На самом деле, если менять масло правильно (об этом думаю, пойдет речь в 3-ей части), никаких проблем не возникнет. Как же работают моющие присадки? Существуют два типа отложений (в данном контексте) – те которые растворяются и те которые плохо или вовсе нерастворимы. Так вот задача моющих присадок – растворяем то, что поддается, и взвешиваем то, что не растворяется. Взвешенные частицы (именно частицы, а не куски грязи) эффективно собираются масляным фильтром.
АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ – все виды моторных масел, при работе двигателя, окисляются. Причем данное окисление постоянно усиливается. Задача присадки затормозить этот процесс. Главной целью использования антиокислительных присадок является продление службы масла, с сохранением его функций и свойств.
ПРОТИВОКОРРОЗИЙНЫЕ ПРИСАДКИ – Создают пленку на металлических поверхностях, тем самым предотвращают коррозию металла.
ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ ПРИСАДКИ – как вы знаете, в местах трения металл изнашивается. Для обеспечения защиты базовых свойств масел недостаточно, поэтому и применяются противоизносные присадки, которые создают очень прочную пленку, которая не дает металлическим деталям двигателя соприкасаться друг с другом.

Читать еще:  Правила перевозки детей в автомобиле 2019: изменения, требования и штрафы

АНТИЗАДИРНЫЕ ПРИСАДКИ – по своей сути очень похожи на противоизносные присадки, но обладают усиленными свойствами. Применяются для двигателей с большой нагрузкой.
АНТИПЕННЫЕ ПРИСАДКИ – снижают поверхностное натяжение в результате чего, масло не пенится.
ДЕПРЕССОРНЫЕ ПРИСАДКИ – влияют на запуск двигателя зимой, т.е. при минусовых температурах. Получается у них это за счет того, что они не дают соединяться воедино различным кристаллам, в том числе парафиновым. Эти присадки не применяют в 100% синтетике, а используют только в минеральном и полусинтетических маслах.

Как Вы понимаете, сочетать такой обширный комплекс присадок в одном масле (особенно синтетическом) достаточно сложно. А сделать это качественно сложнее втройне. Для нас же, как для конечных потребителей, сложностью является правильность выбора масла, в котором пропорции и наличие тех или иных присадок подойдут для наших двигателей. К счастью, существуют не только общие международные стандарты качества, но и допуски для масел от самых автомобильных производителей, которые задают стандарты свойств и качества моторных масел для конкретных марок, моделей и модификаций автомобилей. Но это уже отдельная и достаточно емкая тема для обсуждения.

Тема моторных масел крайне обширна, и для того, чтобы перейти к сравнению существующих брендов масел необходимо понимать основы. Сегодня мы кратко разобрали, каким должно быть масло, с точки зрения его функций. Если тематика моторных масел станет для кого-то интересной, то я, при поддержке компании OILmasters с удовольствием ее продолжу.

Предполагаю наличие следующих частей:
• Базовые масла и их свойства (здесь уже начнем сравнивать между собой различные бренды, кто какое масло использует);
• Мировые стандарты качества и допуски от производителей (вот здесь придется постараться, чтобы разбор получился не сложным для восприятия и без путаниц);
• Как правильно менять масло, как сочетать масла с отличными друг от друга свойствами и различные полезные советы (коснемся и тематики автомобильной химии);
• Ну а дальше, начнем анализировать рынок моторных масел, делать сопоставления и выводы.

Спасибо за уделенное время. Искренне надеюсь, что моя статья будет для кого-то полезной. Все дальнейшее зависит от Вас. Если тема интересна, то продолжим, если нет, то соответственно на этом и остановимся. Жду Ваших комментариев и пожеланий.

Зачем двигателю нужно моторное масло?

Здравствуйте! Даже те, кто вообще не смыслит в строении автомобиля знают, что там должно быть моторное масло. Первоначально, функция моторного масла была в том, чтобы выводить продукты износа и тепло из зоны трения, отводя его в картер, а также для смазки шеек коленвала. Затем, на масло возложили функцию смазки цилиндров и деталей газораспределительного механизма. Сегодня, на современных двигателях, моторное масло используется как гидравлическая жидкость для всех механизмов. И все больше работы возлагают на нее.

Зачем двигателю нужно моторное масло?

Так все-таки, зачем двигателю моторное масло? Все очень просто. Оно защищает двигатель, создавая защитную пленку на деталях. Это помогает уменьшить трение и износ. Кроме того, пленка защищает детали и от грязи, коррозии и других вредных примесей. В общем, основные функции моторного масла, это:

1. Защита двигателя.

2. Защита его деталей от износа.

3. Предупреждение коррозии.

4. Защита от перегрева.

5. Удаление из важных зон продуктов износа мотора, к примеру, металлическую стружку, остающуюся после трения.

6. Удаление сажи, нагара и других продуктов сгорания топлива.

Кроме самой основы, то есть нефтяной составляющей масла, существуют и различные присадки. Они могут выполнять самые разные функции, например, регулировать вязкость масла, или очищать детали двигателя от загрязнений. Присадки могут сделать моторное масло уникальным, так как могут усиливать, или наоборот, ослаблять различные свойства.

Какие существуют виды моторных масел?

Основных видов моторных масел существует три: это минеральные масла, синтетические и полусинтетические. Минеральные моторные масла имеют высокую вязкость, так как они – это первичный продукт переработки нефти. Его нужно часто менять. Как правило, такой продукт подходит для старых двигателей, которым больше десяти лет.

Синтетические масла имеют относительно низкую вязкость. У них более длительный срок службы. Такое масло можно применять при экстремальных температурах, и оно гарантирует надежную защиту Вашего двигателя.

Полусинтетические масла являются, своего рода смесью предыдущих двух продуктов. Оно состоит из синтетического масла на 30-50%, и на 50-70% из минерального. По сравнению с минеральными, полусинтетические намного эффективнее. А некоторые виды стоят дешевле синтетических масел.

Кроме того, существует разделение на сезонные и всесезонные моторные масла. Сезонные масла используются при стабильных температурах, то есть, их нельзя использовать зимой и летом одновременно.

Всесезонное масло искусственно изменено, что дает возможность использовать его круглый год. Благодаря различным присадкам и меньшей вязкости, его можно использовать как при высоких, так и при низких температурах, при этом, сохраняя оптимальную вязкость. Это лучший выбор для Вашего автомобиля.

Ну и несколько слов о вязкости. Проще говоря, это состояние, которое позволяет маслу сохранить текучесть, но при этом, оставаться на деталях двигателя. Это нужно чтобы не допустить сухого трения между деталями.

Для чего нужно менять масло?

В процессе своей работы, масло, постепенно, приходит в негодность, загрязняется и теряет свои свойства. Происходит это из-за колоссальных нагрузок во время эксплуатации: перепады температур, растяжение и сжатие… Соответственно, чтобы вывести все вредные вещества и продукты «жизнедеятельности» двигателя, и нужно его заменять. Делается это по истечении определенного пробега автомобиля, как правило, это 10 000 км пробега. Можно делать и раньше, скажем на 7000-8000 км, это будет только лучше.

Ничего страшного не случится, если замена произойдет на 1000-2000 км позже, нужно будет просто сократить интервал следующей замены на этот километраж. Но если просрочить более 5000 км, это очень негативно скажется на двигателе. Постарайтесь такого не допускать.

Главное, во время замены моторного масла, не забыть поменять и маслянный фильтр. Дело в том, что если его не поменять, сам смысл замены масла просто пропадет. Ведь вся грязь скапливается в фильтре, и она очень быстро попадет в новое масло. Поэтому, и масло, и фильтр нужно менять одновременно.

Моторное масло – это неотъемлимая часть двигателя. Если провести аналогию с человеческим организмом, то это как кровь. И от ее состояния во многом зависит состояние Вашего автомобиля. Успехов Вам!

Зачем нужно моторное масло в двигателе и когда его лучше менять

Как правило, каждый автолюбитель знает, что в двигателе автомобиля присутствует моторное масло, которое необходимо для смазывания трущихся деталей. При этом далеко не все понимают, какие еще важнейшие задачи выполняет масло кроме смазывания. Также многие автовладельцы затрудняются ответить, для чего нужна замена масла в двигателе строго по регламенту или даже раньше срока.

Читать еще:  Датчик коленвала (дпкв): что это такое

Далее мы поговорим о том, как моторное масло влияет на работу ДВС и почему нужно менять масло в двигателе. Также будет рассмотрен вопрос, когда менять масло в двигателе и почему оптимально производить такую замену смазки с учетом определенных условий, факторов и особенностей.

Читайте в этой статье

Основные функции моторного масла

Итак, на раннем этапе развития двигателей смазочная жидкость была необходима для смазки шеек коленвала, а также для отвода продуктов износа и избытков тепла в картер силового агрегата. В дальнейшем масло также стали подавать в ГРМ, а также была реализована смазка цилиндров.

Получается, базовые функции современного моторного масла следующие:

  • защита деталей от сухого трения и преждевременного износа;
  • снижение потерь на трение, энергосбережение;
  • защита от появления коррозии;
  • охлаждение трущихся поверхностей, защита от перегрева;
  • выведение из зон трения продуктов механического износа (металлической стружки);
  • нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи, и других продуктов, которые образуются после сжигания топлива в цилиндрах.

Виды и типы моторных масел

Прежде всего, любое масло для двигателя состоит из базовой масляной основы и пакета специальных присадок, которые добавлены в такую основу. Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкостные присадки), очистку деталей двигателя (моющие присадки) и т.д. Именно благодаря таким присадкам смазочная жидкость получает многие уникальные свойства и характеристики.

Однако важную роль играет и сама масляная основа, в зависимости от которой масла делятся на:

Минеральные моторные масла являются «натуральными», так как их изготавливают из нефти. Такие смазки наиболее простые в производстве и доступные по цене. Однако данные продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло в условиях холодов сильно густеет), угорают в процессе работы двигателя, быстрее остальных окисляются и стареют.

На практике это означает, что их нужно менять чаще, чем полусинтетику или синтетику. Зачастую такие смазочные жидкости используют в двигателях с большим пробегом, так как повышенная вязкость «минералки» позволяет сформировать более толстую масляную пленку и несколько компенсировать увеличенные от износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, уменьшаются ударные нагрузки и т.д.

  • Синтетические моторные маслаявляются маловязкими и делятся на ПАО-синтетику и гидрокрекинг. Первый вариант является наиболее качественным и дорогостоящим продуктом, такое масло изготавливают не из чистой нефти, технология изготовления сложная и трудоемкая.

Гидрокрекинг (HC) немного хуже по качеству, при этом такой продукт заметно дешевле в производстве. В двух словах, гидрокрекинговое масло представляет собой нефтяную основу, которую путем специальной обработки максимально приближают по свойствам к ПАО маслам.

  • Что касается полусинтетического масла, фактически такой продукт является смешиванием двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляется 30-50% дорогостоящей синтетики.

Готовый продукт получается лучше «минералки» по свойствам и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по соотношению качества и цены.

Также стоит выделить, что моторное масло в линейке различных производителей все чаще позиционируется не только в качестве всесезонного, но и универсального. Универсальное моторное масло означает, что его можно равноценно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Масло бензин/дизель или дизель/бензин позволяет упростить обслуживание автопарков, исключая необходимость отдельно закупать смазки для разных типов двигателей.

Зачем менять масло и когда это лучше делать

Не трудно догадаться, что в процессе эксплуатации ТС и двигателя масло постоянно нагревается и охлаждается, в нем накапливаются загрязнения, продукты износа мотора и отложения, постепенно «срабатывается» пакет присадок, изменяется вязкость и стабильность масляной пленки и т.п.

Получается, для вывода накопившихся загрязнений из мотора, а также для обеспечения защитных, моющих и других свойств, смазку нужно менять. Как правило, замена масла в двигателе предписана самим производителем автомобиля с учетом определенного пробега. В среднем, показатель зафиксирован на отметке 15 тыс. км. Однако важно учитывать ряд дополнительных особенностей.

В развитых странах, где качество топлива высокое, хорошее синтетическое масло можно не менять до 20 тыс. км, гидрокрекинговое или полусинтетическое масло вполне выхаживает до 15 тыс. км, минеральное может отработать 10 тыс. Причем такие показатели актуальны даже в том случае, если условия эксплуатации тяжелые.

Также нужно помнить, что замене подлежит и масляный фильтр параллельно заливке свежей смазки. Игнорирование данных правил и рекомендаций в дальнейшем может привести к значительному сокращению ресурса силового агрегата, сбоям в его работе или к поломке ДВС.

Напоследок отметим, что только правильно подобранное моторное масло (с учетом всех рекомендаций и допусков производителя ТС, указанных в мануале к авто), а также своевременная замена смазки и масляного фильтра (с обязательной поправкой на индивидуальные условия эксплуатации автомобиля) является практически единственным способом максимально увеличить моторесурс силовой установки и сохранить работоспособность ДВС на протяжении всего срока службы мотора до капитального ремонта.

Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.

Какие производители изготавливают лучшее моторное масло. Выбор лучшего масла для двигателя среди доступных предложений рынке. Советы и рекомендации.

Как правильно подобрать моторное масло для двигателя автомобиля. Масляная основа смазки, маркировка и классификация по SAE, API и ACEA. Полезные советы.

Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.

Почему моторные масла смешиваются, виды масел, переход на другую группу, присадки. Можно ли смешивать разное моторное масло, советы и рекомендации.

Что лучше использовать: синтетическое или полусинтетическое масло. Когда оптимально заливать в мотор синтетику и в каких случаях полусинтетический продукт.

Моторное масло. Ликбез для знатоков

Выбор моторного масла считается делом простым. Большинство двигателей отечественных автомобилей «всеядно» – они успешно работают на «синтетике», «полусинтетике» и «минералке», дорогой продукции мировых производителей и на дешевом веществе, выпускаемом региональным нефтеперерабатывающим комбинатом. Для иномарок «среднего возраста» подходит фирменная продукция, а для новейших – из числа специально рекомендованной компаниями-производителями «линейки допусков». Но у потребителей всегда возникают закономерные дополнительные вопросы. Например, в чем принципиальная разница между «синтетикой» и «минералкой», между обозначениями10W30 и 15W40, что заливать в новый двигатель, а что при пробеге 100 тысяч, нужны ли промывка и сезонная замена и, наконец, приобретая продукцию известной марки, как определить – не поддельное ли там масло?

Живая кровь мотора

В ключевых узлах двигателя внутреннего сгорания множество пар трения, нуждающихся в постоянной смазке, и даже кратковременная работа без масла (по-сухому) приводит в негодность подшипники скольжения, вкладыши коленчатого вала и шатунов, поршневые пальцы и кольца, зеркало цилиндров, опоры распределительного вала и другие узлы. Вот почему от качественного состава масла зависит долговечность этих пар трения.

Система смазки двигателей работает под давлением. На «холодном» двигателе практически все масло находится в резервуаре поддона картера, и незначительное количество остается в парах трения. Как только стартер проворачивает коленчатый вал, начинают вращаться шестерни масляного насоса и масло поступает в систему смазки. Прежде всего оно проходит через сетку маслоприемника, который отделяет возможную грязь, а также через масляный фильтр. По многочисленным каналам масло распределяется внутри двигателя и поступает на движущиеся детали, прежде всего на опорные подшипники коленвала, через отверстия в нем. Таким же образом масло попадает на шатуны. Далее смазываются днища поршней и поршневые пальцы, на которые моторное масло поступает через каналы в блоке цилиндров. Наконец, некоторое количество моторного масла попадает в головку блока цилиндров, где смазывает толкатели и втулки клапанов. В двигателях с турбонаддувом масло принудительно подается на втулки турбокомпрессора по отдельной магистрали (трубке). На ряде моделей моторов предусмотрено также промежуточное охлаждение масла в процессе работы, в систему смазки включен маслорадиатор. Пройдя под давлением по всем каналам, масло стекает обратно в картер. При работе двигателя моторное масло каждую минуту совершает от трех до четырех полных циклов. Это чем-то напоминает систему кровообращения.

Читать еще:  Самые дешевые машины с автоматической коробкой передач: новые и подержанные

Казалось бы, для нормальной работы достаточно нормального количества масла (уровня в картере), исправного маслонасоса и не забитых грязью каналов. Но, например, при пуске холодного мотора в мороз масло в картере оказывается слишком густым и не сразу попадает ко всем парам трения. При более-менее высоких оборотах масло подается под разным давлением. По этим причинам встает вопрос вязкости или текучести масла. От работы двигателя в масле появляется нагар, и оно частично изменяет свои свойства – здесь актуальна проблема моющих свойств масла. В расчете на эти и другие специфические условия смазки различных моторов в различных условиях производители смазывающих жидкостей разрабатывают различные сорта масла, т. е. добавляют в исходный нефтепродукт различные наборы присадок.

Специалисты обращают внимание на то, что масло должно на протяжении всего пробега между заменами справляться с целым рядом обязанностей. Во-первых, смазывать трущиеся детали, т. е. образовывать прочную тончайшую пленку на поверхностях и исключать прямой контакт деталей между собой. Не секрет, что у тех же шеек, вкладышей, поршневых колец, как бы хорошо они ни были обработаны и подогнаны, на поверхностях остаются микроскопические неровности, трение которых между собой приведет к задирам – образованию царапин, канавок. Но даже если до таких разрушений, как задир, дело не дойдет, смазка, защищая стремительно вращающиеся детали от прямого контакта, призвана снизить износ деталей двигателя.

Во-вторых, на масло отчасти ложится задача охлаждать детали двигателя, отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения. Моторное масло оказывает определенную помощь системе охлаждения двигателя.

В-третьих, у масла должны присутствовать моющие свойства. Оно препятствует образованию нагара и лакообразных отложений, поддерживает продукты старения и износа в виде стойкой эмульсии, противостоит образованию осадка, выносит продукты износа из зоны трения; нейтрализует кислоты, появляющиеся при окислении масла и сгорании топлива. И, конечно, предотвращает коррозию деталей двигателя.

Натуральное или синтетическое?

На вопрос, чем отличается минеральное моторное масло от синтетического, знатоки дают достаточно простой и понятный неспециалисту ответ. Минеральное масло – это натуральное масло, полученное из нефти путем крекинга, а синтетическое – вещество, изготовленное в результате синтеза. Полусинтетическое масло делается из смешанной основы, где 30–50 % – это синтетическая составляющая, а 50–70 % – минеральный наполнитель.

Технология синтеза молекул позволяет получить синтетическую основу, которая меньше подвергается влиянию внешних факторов, чем натуральное масло. У синтетического масла структура молекул более близка к однородной, чем у минерального. Свойства синтетической основы более стабильны при длительной эксплуатации. Например, преимуществом синтетического моторного масла считается высокая стабильность свойств и характеристик при различных температурах. «Синтетика» меньше боится низких температур и перегрева, дольше сохраняет свои свойства. Ведь мотор то остывает, то прогревается при работе, и особенно это ощущается зимой.

Способности противостоять перепадам температур, текучести и стабильности характеристик «минералки» уже не хватает многим сложным по конструкции и рассчитанным на высокие обороты моторам автомобилей XXI века. В старых моделях двигателей эти показатели проявляются не так остро, и минеральное масло, залитое в них, вполне справляется со своими обязанностями. Это же касается моторов, рассчитанных для работы на невысоких оборотах. А если у двигателя большой пробег, то синтетика с ее моющими свойствами способна привести в негодность резиновые сальники, прокладки, маслосъемные колпачки – в такие моторы заливают только минеральное масло.

Полусинтетическое масло обладает лучшими показателями, чем минеральное, но уступает синтетическому. Такое масло можно заливать, например, в современные двигатели с большим пробегом, у которых увеличивается угар синтетического масла.

Они работают на дизеле

Помимо различий между минеральным, полусинтетическим и синтетическим маслом стоит отметить еще одну существенную группу различий между маслами для бензиновых и дизельных двигателей, ведь у мотора, работающего на бензине, и дизеля есть специфические особенности работы. Например, у дизеля в некоторых узлах выше тепловая напряженность по сравнению с бензиновым двигателем, степень сжатия у дизелей почти в два раза выше. Это прямо сказывается на процессах окисления: они протекают значительно быстрее.

Кроме того, солярка в цилиндрах сгорает не полностью, и поэтому в дизеле всегда образуется большое количество продуктов неполного сгорания, например, сажи. За счет высокой степени сжатия в картер из цилиндров прорывается больше газов, которые тоже окисляют масло. В дизельном топливе сернистых со­единений несколько больше, чем в бензине, поэтому при сгорании образуется больше окислов серы, и они очень агрессивны. Соотношение топлива и воздуха в дизелях иное, чем в бензиновых двигателях. Для дизелей воздуха надо больше. А это в свою очередь приводит к загрязнению и образованию нагара. По­этому состояние воздушного фильтра для дизеля также очень важно.

В силу всех перечисленных особенностей в масла для дизелей вводят дополнительные присадки для нейтрализации продуктов окисления. Дизельные масла, как правило, имеют большее щелочное число и соответственно более устойчивы к окислению.

Интересно, что в наше время разрабатываются отдельные семейства масел для дизелей легковых и грузовых автомобилей, и между ними есть определенные различия. Конечно, принципиально дизельные двигатели легковых и грузовых автомобилей не различаются, но специфических особенностей у них немало. Например, двигатели легковых автомобилей более оборотистые, а грузовые развивают максимальные мощность и крутящий момент не на таких высоких оборотах. Существенно отличается не только рабочий объем, но и размерность всех основных узлов и деталей. Важно и то, что двигатели грузовых автомобилей рассчитаны на более длительные пробеги между заменами масла. Если на легковых автомобилях сервисная книжка предписывает замену масла примерно через 15 тысяч километров, то у тяжелых грузовиков интервал возрастает тысяч до 30–40.

С поправкой на эти особенности производители закладывают определенные различия в спецификациях масел: масла для грузовиков, как правило, имеют большее щелочное число и зольность. Грузовое масло проходит цикл испытаний, отличающийся от методики испытаний масла, рассчитанного на легковые дизели. В свою очередь применять грузовые дизельные масла в легковых дизелях не рекомендуется, потому что высокая зольность и щелочность грузового масла может привести к повышенному образованию нагара на поршнях и клапанах. Легковые дизельные масла бывают непригодны для грузовиков – большие рабочий объем двигателя, количество потребляемого топлива и интервал замены масла требуют, чтобы у масла был значительно больше запас щелочности, в «грузовом» масле применяется оригинальный пакет присадок, которые придают маслу высокую зольность.

Об особенностях маркировки масел и основных принципах подбора масла по надписи на канистре мы поговорим в следующий раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector