Трансмиссионное масло: особенности и свойства, выбор масла - maslo26.ru

Трансмиссионное масло: особенности и свойства, выбор масла

EFC › Блог › Вязкость трансмиссионных масел

Вязкость — одна из основных характеристик трансмиссионного масла, отвечающая за долгую и правильную работу узла

Трансмиссионные масла обладают рядом свойств, но вязкость – одна из главных характеристик. Ведь именно от показателей вязкости зависит слаженная работа всех деталей трансмиссии. В инструкции к автомобилю всегда есть сведения о том, какая вязкость масла лучше всего подойдет для КПП.

Каким должно быть трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло подвергается высокому давлению, работает при высокой скорости скольжения и при разной температуре. Поэтому качество трансмиссионной жидкости оценивается согласно жестким требованиям.

Трансмиссионное масло, прежде всего, должно хорошо смазывать детали трансмиссии и, тем самым, продлевать срок их службы. Противозадирные и противоизносные свойства масла не дадут деталям разрушиться раньше времени, антикоррозионные свойства сохранят их от коррозии, а способность отталкивать воду – от ржавчины. Кроме того, трансмиссионная жидкость не должна разрушать резиновые детали системы. Масло также не должно окисляться, менять свои свойства при перепадах температуры.

Также жидкость для трансмиссий помогает снизить ударные нагрузки на детали, отвести лишнее тепло, созданное при трении, а также снизить энергозатраты.

На что влияет вязкость?

Именно оптимальная вязкость масла влияет на его способность бесперебойно смазывать как поверхность механизмов, так и места соединения деталей между собой. В частности, такие характеристики трансмиссии, как скорость скольжения и нагрузки на зубья, определяют, масло какой вязкости нужно применить. Ведь при увеличении вязкости, смазывающие свойства масла могут ухудшиться.

Также вязкость влияет на срок службы деталей – масло с нужной вязкостью существенно продлевает их жизнь.

Масло с нужными показателями вязкости обеспечивает возможность автомобиля трогаться с места в условиях низкой температуры воздуха, способно уменьшить гидравлические потери, а также повысить КПД трансмиссии и уменьшить расход топлива.

Если характеристики вязкости масла не подходят автомобилю, то возможны поломки деталей коробки передач и сцепления.

Классы вязкости по SAE

Безусловно, вязкость масла напрямую зависит от температуры. Так называемые вязкостно-температурные свойства трансмиссионных жидкостей определяют по классификации SAE J 300 DEC 95. Нормативы этой классификации были разработаны Американским обществом автомобильных инженеров и именно их придерживаются многие мировые марки.

Вязкость масла, согласно этой классификации, определяют в условных единицах, их называют «степени вязкости».

Разделение масла на классы по SAE основано на показателях вязкости в условиях низких и высоких температур. При выборе масла нужно учитывать, в каких условиях используется автомобиль и какая самая высокая и самая низкая температура будет за бортом.

Что означают степени вязкости?

Жидкости для трансмиссий разделены на зимние и летние.

Маркировки зимних классов — 70W, 75W, 80W, 85W. Буква W означает «зима» (winter). Чем меньше цифра, тем жидкость температурно стабильней, то есть сохраняет оптимальную вязкость при низкой температуре. К примеру, для масла 70W максимальная температура, при которой жидкость не теряет своих свойств, -50°С, а для масла 75W – уже -40°С.

Летние классы обозначаются числами 80, 85, 90, 140 и 250. Чем больше показатель, тем при более высокой температуре жидкость сохранит свои вязкостные свойства.

Все большую популярность набирают всесезонные масла. Их обозначают двойной маркировкой. К примеру — SAE 80W-90, SAE 75W-90.

Свойства масла определяются лабораторно – просчитывается предел нормальной вязкости при 100°С и определяется минусовая температура, при воздействии которой динамическая вязкость не превышает показателя 150 000 сантипуазов (сП). Пределы нормального состояния масла важны, так как при изменении вязкости начинают разрушаться детали трансмиссии.

Можно ли смешивать?

Смешивать масла разных по SAE не рекомендуется. Нарушится баланс вязкости, который определил производитель, и гарантии того, что трансмиссия будет работать исправно, никто не даст. Перед заливкой нового масла детали трансмиссии стоит промыть.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

Масло для трансмиссии

Содержание

Во-первых, многие производители переднеприводных автомобилей убеждают использовать именно моторное масло, в свою очередь, в АКПП не пойдет ни моторное, ни тем более масло для трансмиссии, для них уже требуется очень маловязкая жидкость. Как правило, трансмиссионные жидкости предпочтительно использовать для автомобилей с так называемой классической компоновкой.

Каким должно быть масло

В связи с интенсивностью работы коробки передач к трансмиссионным смазочным материалам предъявляются довольно жесткие требования. Они должны эффективно снижать шумы и вибрацию в процессе работы КПП, защищать от коррозии, не вспениваться и при этом выдерживать экстремальные температурные условия вкупе с высокой скоростью трения деталей. Кроме того, трансмиссионные масла не должны быть агрессивны по отношению к металлу и резине или иметь высокую токсичность.

Типы масляных основ

Минеральные. Это самые недорогие масла, но они имеют свои минусы, например густеют при низких температурах. Качество минеральных масел повышается только за счет функциональных присадок (антизадирных, антикоррозийных и т. д.). Для длительной эксплуатации лучше использовать синтетические масла.

Синтетика. Более текучая, а значит, более пригодна для использования при низких температурах, да и в целом синтетическое масло считается всесезонным. Синтетика меньше «стареет» и мало подвержена окислению, но из-за своих свойств и сложности изготовления стоит намного дороже минеральных масел.

Полусинтетика. Золотая середина, которая обойдется дешевле синтетики, но все-таки будет качественнее минерального масла и прослужит на 25–30 % дольше него.

Свойства трансмиссионных масел по типу КПП

Масло для АКПП (с маркировкой ATF) обеспечивает выполнение более жестких требований, чем для механики. За счет более высокого индекса вязкости они лучше сопротивляются вспениванию и окислению и менее агрессивно воздействуют на сальники с эластомерами. Имеет ли смысл использовать такое масло в механике? Да, оно намного лучше, но и стоить будет дороже.

Масло для МКПП (с маркировкой MTF), преимущественно минеральное и полусинтетическое, хорошо отводит тепло и защищает от ржавчины, успешно снижает механические нагрузки.

Различия по уровню вязкости

Вязкостно-температурные свойства масел – очень важный параметр, от которого зависит максимальный полезный коэффициент двигателя при минимальном износе его деталей. Лучше всего данный параметр отражен в классификации SAE – Американской ассоциации автомобильных инженеров. В ней мы видим описание вязкости масел в различных диапазонах рабочей температуры двигателя. Фактически это оптимальный диапазон температур, при которых допускается использование определенного вида масла.

  • Первое число в кодировке. Рассмотрим, например, SAE 5W-40. 5W обозначает, что вязкость предназначена для использования при низкой температуре, но не ниже -35 °С. Просто отнимаем 40 от цифры, которая идет перед W, и получаем предельно допустимую температуру для холодного запуска двигателя. Это всего лишь рекомендация, но ей лучше следовать. Если Вы проживаете в регионе, где редко бывают минусовые температуры, то лучше использовать всесезонное трансмиссионное масло с кодировкой SAE 75W-90.
  • Второе число. Это высокотемпературная вязкость, здесь нужно ориентироваться исключительно на рекомендации автопроизводителя.

С одной стороны, повышенная вязкость масла помогает двигателю гораздо быстрее прогреться при холодном пуске. В то же время показатель вязкости не имеет абсолютного значения, она меняется в динамике в зависимости от диапазона температур. Именно поэтому нужно соблюдать одно правило: строго следовать рекомендациям автопроизводителей. Они сами занимаются стандартизацией масел. Также следует добавить, что сейчас все большее распространение получают всесезонные синтетические масла, в то время как раньше было четкое разделение на летние и зимние.

Отдельно рассмотрим набор современных присадок, позволяющих трансмиссионным маслам для коробок передач лучше справляться со своими задачами и получать необходимые эксплуатационные характеристики.

  • Противоизносные. Функционируют до того момента, пока масла хватает в зазоре между шестернями коробки передач.
  • Противозадирные. Особенно полезны при высоких нагрузках, когда степень трения приближается к сухому.
  • Антикоррозионные. Согласно названию, дают коробке передач защиту от коррозии на длительное время.
  • Антифрикционные. Уменьшают трение и за счет этого позволяют сэкономить на топливе.
  • Противопенные. Напрямую влияют на качество смазывания: большое количество пены приводит к ухудшению распространения смазывающего материала по коробке.

Особенности замены трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло необходимо периодически менять, причем эта процедура зачастую сложнее, чем для моторного. Период замены обычно указывается в руководстве от автопроизводителя и зависит от пройденного расстояния и интенсивности езды. Автовладельцы часто игнорируют эти правила, ошибочно считая, что нагрузка на трансмиссию меньше, чем на двигатель.

АКПП. Особенно значительную роль замена масла играет в АКПП, где трансмиссионная жидкость, помимо функций смазки и защиты поверхности деталей, является рабочим телом. Экономить на трансмиссионных жидкостях нет смысла, потому что это может привести к порче или значительному снижению ресурса работы коробки передач.

Вариаторные КПП. Отдельного внимания заслуживает замена трансмиссионного масла в вариаторных коробках передач, которые относятся к классу автоматических, но функционируют в очень жестких температурных режимах. В них пакет присадок распадается гораздо быстрее, и лучше строго выполнять рекомендации по замене вариаторной жидкости из-за высоких нагрузок.

Читать еще:  Лада ларгус: коробка передач на largus

Необслуживаемые КПП. На рынке есть автомобили с так называемой необслуживаемой коробкой передач, то есть масло в них заливается на весь срок эксплуатации автомобиля, и в них нет даже возможности проверить уровень масла при помощи щупа. На практике после интенсивных режимов работы КПП в них тоже требуется своевременная замена масла, а проверку лучше проходить у специалистов.

Как отличить подделку

Непрофессионалу отличить фальсификат от оригинального трансмиссионного масла довольно сложно, и многие автолюбители обнаруживают низкое качество уже после того, как масло залито в КПП. По каким показателям можно отличить оригинал?

  • Внешний вид. Он должен соответствовать описанию на сайте производителя и обладать специальными наклейками. Обращайте внимание на цвет канистры: подделка может иметь другой оттенок. Крышка должна быть плотно закупорена.
  • Подделанные упаковки часто имеют массу ошибок и ляпов в тексте, особенно в тех местах, где он написан мелким шрифтом. Да, этикетки можно качественно подделать, но это становится экономически невыгодно.
  • Оригинальная трансмиссионная жидкость не имеет запаха гари, обладает однородным цветом без вкраплений и примесей.
  • Фирменные упаковки часто имеют несколько степеней защиты, среди них – лазерная гравировка, уникальные номера партии, голографические наклейки, сложные в изготовлении формы канистр и пробок. Например, трансмиссионное масло ROLF выпускается только в металлических канистрах, слишком сложных и невыгодных для копирования в отличие от пластиковых.

Каталог трансмиссионных масел ROLF

Многофункциональная жидкость, предназначенная для АКПП со ступенчатым переключением. Может применяться в гидроусилителях рулевого управления. За счет большой теплоемкости и устойчивой вязкости при больших температурных перепадах помогает улучшить работу фрикционов автоматических трансмиссий. Благодаря низкотемпературным свойствам масло защищает узлы трансмиссии на этапе холодного пуска двигателя.

ROLF ATF Multivehicle

Эта трансмиссионная жидкость особенно эффективна благодаря богатому пакету присадок нового поколения. Значительно снижает износ деталей автоматических трансмиссий и предотвращает появление задиров. Высокая вязкость обеспечивает стабильную работу узлов в холодном климате, а оптимальный коэффициент трения придает плавность процессу переключения передач.

ROLF Transmission S9 AGE 75W-90

Универсальное трансмиссионное масло, которое прекрасно подходит для смешанных парков техники и обладает хорошими эксплуатационными свойствами. Синтетическая база вкупе с передовым набором присадок придает маслу температурную и антиокислительную стабильность. Возможно использование в разных механизмах трансмиссии: химический состав совместим с деталями из сплавов цветных металлов.

ROLF Transmission M5 G 80W-90

Минеральное трансмиссионное масло всесезонного типа, увеличивающее ресурс работы узлов и обеспечивающее оптимальную защиту при высоких нагрузках. Используется в механических КПП легковых и грузовых автомобилей в условиях высоких скоростей и средних нагрузок при умеренной температуре воздуха. Снижает шум от работающей КПП благодаря хорошим фрикционным свойствам.

ROLF Transmission M5 A-LS 80W-90

Высокотехнологичное всесезонное трансмиссионное масло, разработанное для использования в мостах с самоблокирующимися дифференциалами и широком спектре обычных мостов, коробках отбора мощности. Прекрасно защитит редукторы, подшипники, а также элементы ограниченного проскальзывания. Способно предохранить от задиров, износа и коррозии.

ROLF Transmission 75W-85 GL-4

Полусинтетическое трансмиссионное масло для механических КПП и ведущих мостов, демонстрирующее прекрасные эксплуатационные свойства в широком спектре температур. Превосходно справляется с очисткой деталей коробки передач. Противоизносные характеристики способны продлить интервалы замены.

Часто задаваемые вопросы

Почему правильный выбор трансмиссионного масла имеет такое большое значение?

Если использовать некачественное трансмиссионное масло или не менять его вовремя, узлы коробки передач подвергаются серьезному риску преждевременного износа, коррозии и засора. Продукция ROLF превосходно справляется со всеми перечисленными проблемами. Ассортимент позволяет перекрыть все потребности рынка: у нас Вы найдете подходящие составы и для небольших легковых автомобилей, и для спецтехники.

Каким образом масло защищает коробку передач?

Качественные масла предотвращают засорение узлов, образуют защитную пленку на деталях трансмиссии, уменьшая трение и износ, удаляют лишнее тепло и во многих случаях позволяют избежать дорогостоящего ремонта.

Зачем мне покупать масла ROLF с присадками, когда я могу самостоятельно добавить пакет присадок?

Для создания по-настоящему эффективного набора присадок компании ROLF понадобились годы лабораторных исследований и экспериментов. С таким маслом Ваш автомобиль будет работать с максимальной отдачей.

Мне говорили, что можно менять масло намного реже, чем написано в инструкции

В идеальных условиях это было бы возможно, но особенность движения в городе, с постоянными остановками, значительно увеличивает нагрузку на коробку передач и постепенно истощает составляющие, которые определяют эффективность масла. Именно поэтому нельзя даже доливать масло – лучше производить его замену полностью.

Все о типах трансмиссионных масел.

По степени важности в «табели о рангах» технических жидкостей для автомобиля трансмиссионные масла стоят за моторными. На пустой коробке вы далеко не уедете. Вы вообще вряд ли куда–нибудь уедете.

Для обеспечения нормальной работы трансмиссии используемые в ней масла должны обладать рядом специфических свойств. По своим качествам и сфере применения эти масла существенно отличаются друг от друга. По областям применения «трансмиссионки» делятся на масла для механических коробок передач (МКП) задне– и переднеприводных автомобилей и для автоматических коробок передач (АКП). Кроме этого, они же применяются в гидроусилителях рулевого управления (ГУР). Масла для МКП предназначены для обеспечения нормальных условий работы коробок передач — эффективная смазка пар трения, снятие механических нагрузок, отвод тепла и продуктов коррозии, микроабразивных частиц из мест износа.

Масла для АКП, кроме этого, выполняют роль передатчика механической энергии во всем комплексе гидромеханической трансмиссии. К этой группе масел предъявляются требования более высокие по сравнению с маслами для МКП. Как и для моторных, так и для трансмиссионных масел в качестве базовых (основы) используются минеральные, комбинированные (полусинтетические) или полностью синтетические масла. В зависимости от них изменяется основной показатель масла — вязкостно–температурная характеристика — и ряд других эксплуатационных показателей.

Основными свойствами трансмиссионных масел являются смазывающая способность, вязкость, термоокислительная способность, антикоррозионные свойства и стойкость к пенообразованию. Смазывающая способность — основная характеристика — напрямую зависит от возможности масла предохранять поверхности трения от различных повреждений. Этот показатель улучшается по мере увеличения вязкости, однако при этом вступает в силу закон борьбы и единства противоположностей: большая вязкость обеспечивает высокую прочность смазывающей пленке, но при этом возрастают потери мощности трансмиссии. Кроме всего прочего, вязкое масло сильнее густеет на морозе, и переход трансмиссии в рабочий режим требует ее прогрева.

Менее вязкое масло отлично противостоит утренним заморозкам, «раскрутка» трансмиссии отнимает гораздо меньше времени и сил. Но при этом снижается прочность масляной пленки и смазывающие способности в целом. Чтобы сбалансировать оба эти показателя, используют специально подобранные пакеты присадок. К тому же более жидкие масла обладают большей проникающей способностью и легче находят микрощели для «ухода» из коробок. В современных агрегатах с этим явлением борются с помощью высокоэффективных герметиков, которые применяются еще на стадии производства автомобилей.

Отдельно стоит сказать несколько слов о стойкости масла к пенообразованию. Для большинства автомобилистов это свойство, к сожалению, малоинтересно, но почувствовать все коварство данного явления можно довольно быстро. Ведь именно от него во многом зависит срок службы трансмиссии. Дело в том, что в процессе работы происходит интенсивное перемешивание масла с неизбежным образованием самой обычной пены. Если не избавиться от нее, вместо масла в коробке образуется воздушно–масляная смесь. И в момент попадания в места трения воздушных пузырьков эти поверхности остаются вообще без смазки. Зато резко возрастает динамика процесса коррозии из–за соприкосновения металла с кислородом. При высоком пенообразовании по существу половину времени коробка работает всухую.

Масла для механических коробок передач.

Так же, как и моторные, трансмиссионные масла маркируются в зависимости от их вязкостно–температурных характеристик и эксплуатационных свойств. В практике российских товаропроизводителей применяются три системы классификации: ГОСТ 17479.2–85, SAE J306 и API. Зарубежные компании, естественно, обходятся лишь двумя последними. ГОСТ РФ в зависимости от вязкости при 1000С, которая обозначается цифрами 9, 12, 18 и 34, разделяет все масла на четыре группы. Эксплуатационные свойства обозначаются цифрами от одного до шести. Если на канистре трансмиссионного масла российского производства имеется маркировка ТМ–5–12, это означает соответствие классификации SAE 85W–90.

Классификация SAE предусматривает деление масел на три группы:

— зимние маркируются индексами 70W, 75W, 80W и 85W;

— летние — 80, 85, 90, 140 и 250;

— всесезонные имеют двойное обозначение (75W–90, 80W–140).

Классификация API делит масло на семь групп: GL–1 до GL–6 и МТ–1. Самыми ходовыми являются масла групп GL–4 и GL–5. Масла первой группы предназначены для эксплуатации коробок при умеренных нагрузках, второй — для работы в сильно нагруженных трансмиссиях, эксплуатирующихся в жестких условиях.

Масла для гидромеханических коробок передач.

Трансмиссионные масла или жидкости для АКП не только смазывают узлы и агрегаты коробок, но и передают мощность двигателя в гидротрансформатор, работают в момент включения фрикционных муфт, обеспечивают их сцепление, а также надежное и эффективное охлаждение. Масла этой группы чаще называются Automatic Trans-mission Fluids (ATF) — жидкость для автоматических трансмиссий. У ATF есть одна особенность — цвет. Чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач, для чего они не предназначены в принципе, их специально окрашивают в заметный цвет, чаще всего красный.

Читать еще:  Как проверить давление масла в двигателе и каким оно должно быть

В отличие от масел для МКП, жидкости для АКП не имеют жестких международных стандартов. Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым и должны соответствовать ATF. У «General Motors» это группы Dexron II, III и IV. Нормы компании «Ford» обозначаются как «Mercon», концерна «DaimlerChrysler» — МВ 236.1/236.5. При этом группы Dexron II и III взаимозаменяемы с жидкостями класса Mercon и даже могут смешиваться, но, правда, только после квалифицированной консультации с техническими специалистами автомобилестроительных компаний. Жидкости для АКП чаще всего используются и в гидроусилителях рулевых механизмов, хотя для этой цели вполне подходят и обычные трансмиссионные масла.

Большое разнообразие конструкций механических и автоматических коробок передач автомобилей классических, переднеприводных и полноприводных моделей требует от маслопроизводителей выпуска широкой гаммы трансмиссионных масел. Ведущие мировые компании стараются предусмотреть все жизненные ситуации, чтобы в руках автомобилистов в нужное время оказалось масло, полностью отвечающее конкретным условиям эксплуатации.

Среди современных разработок — серия смазочных материалов и технических жидкостей «4х4», специально предназначенных для внедорожников, спортивных и высокодинамичных автомобилей. Она включает моторные и трасмиссионные масла, ATF, тормозную жидкость. Многие производители поставляют на рынок отличные минеральные трансмиссионные масла, обладающие высокой термической стойкостью, одинаково эффективно работающее в главных передачах гипоидного зацепления и традиционных дифференциалах, в механических коробках передач и трансмиссиях классических автомобилей с задним приводом и т. Д. Часто эти продукты имеют и прекрасные противовспенивающие свойства.

Трансмиссионные масла, выполненные на полностью синтетических основах, относятся к смазочным материалам высокого класса. Такие масла рекомендуется для механических коробок передач и дифференциалов, работающих в сильно нагруженных системах, в том числе легковых автомобилях среднего и большого класса, легких грузовиках и мини–вэнах. Масла допускают длительную эксплуатацию с увеличенными сроками замены и, что особенно важно для российских условий, при низких и сверхнизких температурах. Индекс EP (от английского extra presure) в названии сообщает о том, что это масло предназначено специально для защиты механизмов, испытывающих экстремальные нагрузки. Кроме отличных смазывающих способностей, оно характеризуется высокой температурной стабильностью, в том числе и при высоких и сверхвысоких давлениях.

Представлен на рынке и широкий спектр полностью синтетических смазок. Они предназначены для работы в МКП, в том числе полностью синхронизированных, со значительно увеличенным (до 800 тыс. км) сроком замены масла. С одинаковым успехом могут применяться в трансмиссиях и легковых, и грузовых автомобилей. Полусинтетические масла группы 4×4 — это многоцелевые и многофункциональные смеси масла с пакетом присадок для работы при высоких и сверхвысоких температурах и давлении. По своим показателям они часто относится к категории энергосберегающих и значительно превосходит требования, предъявляемые к маслам для цилиндрических и гипоидных пар зацепления. Эти продукты давно пользуется заслуженным успехом у российских джиперов.

На российском рынке трансмиссионных масел присутствуют признанные лидеры отрасли и новые фирмы, зарубежные и отечественные производители. Обширный ассортимент позволяет подобрать масло практически для любого конкретного автомобиля в зависимости от марки, года выпуска, пробега и условий эксплуатации.

Масла для обычных коробок передач также разработаны и выпускаются с учетом всех требований и рекомендаций мировых автопроизводителей. Универсальные всесезонные масла особо рекомендуется для МКП, главных передач и мостов с высокими нагрузками. Характерная особенность — снижение шумов трансмиссии и «низкотемпературные» способности, улучшенные антикоррозионные и противозадирные свойства, хорошие противовспенивающие и температурно–вязкостные характеристики.

Жидкости для АКП серии ATF разработаны с учетом требований, предъявляемых к трансмиссиям, работающим в условиях высоких механических и термических нагрузок, и могут быть использованы в трансмиссиях любых легковых автомобилей, гидравлических усилителях руля и сцепления.

Так что выбор трансмиссионных масел, смазок и жидкостей нынче очень велик. Вы всегда сможете найти продут по потребностям вашей машины и по возможностям вашего кармана.

Масло для трансмиссии: классификация и критерии выбора

Коробку передач по праву можно назвать одним из самых дорогостоящих и сложных в обслуживании узлов автомобиля. Многие автоматические КПП являются неразборными, а значит, возникновение малейшей неисправности потребует полной замены агрегата. Это чревато потерей не только денег, но и времени в том случае, если оригинальной модели нет в свободной продаже. Продлить срок бесперебойной работы вашей механики или автомата поможет качественное трансмиссионное масло. О том, как его выбрать, мы поговорим в данном материале.

Состав трансмиссионных масел

Любые технические масла, будь то моторные или трансмиссионные, состоят из базовых масел и модификаторов (присадок), придающих составу требуемые физико-химические свойства. Единая классификация базовых масел была разработана Американским институтом нефти (API, American Petroleum Institute) и включает в себя 6 групп.

Селективная очистка и депарафинизация

Минимальная температура, при которой динамическая вязкость составляет 150 000 мПа·с (°С)

Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм 2 /с)


Летние масла
получили маркировку вида: SAE 80

Здесь цифровой индекс соотносится с минимальной и максимальной кинематической вязкостью трансмиссионного масла при его нагреве до 100°С. Дело в том, что высокие температуры способствуют повышению текучести масел, в результате падают и их смазывающие характеристики, так как пленка, призванная защищать металл от трения, получается слишком тонкой. В итоге способность масла сохранять постоянство консистенции при высокой температуре оказывается не менее важным параметром, чем умение противостоять загустению в зимнее время.

Кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм 2 /с)


Всесезонные трансмиссионные масла
имеют двойную маркировку. В качестве примера расшифруем показатель SAE 75W-80, воспользовавшись приведенными выше таблицами.

Данное трансмиссионное масло подходит для эксплуатации при температуре вплоть до −40°С (индекс 75W) и характеризуется кинематической вязкостью от 7,0 до 11,0 мм2/с при 100°С (индекс 80).

Большинство всесезонных масел допускают использование при температуре окружающей среды до +35°С, однако существуют и марки для жаркого климата, сохраняющие постоянство вязкостно-температурных свойств даже при +45°С (к ним относятся SAE 85W-90).

Эксплуатационные категории трансмиссионных масел

Если SAE отталкивается от вязкости трансмиссионных масел, то классификация API учитывает совокупность их противоизносных и противозадирных свойств, совместимость с коробками передач различной конструкции, а также состав используемого пакета присадок.

Среди всего многообразия последних следует выделить:

  • противоизносные — улучшают способность масел к образованию защитной пленки, предотвращающей механический износ подвижных деталей;
  • противозадирные — препятствуют появлению на трущихся поверхностях повреждений в виде борозд, идущих по направлению скольжения;
  • противопенные — исключают образование пены, наличие которой негативно сказывается на смазывающих свойствах и вязкости масел, нарушая их однородность;
  • антиокислительные — предотвращают окисление масла, первыми вступая в реакцию с продуктами распада и образуя с ними безопасные, химически нейтральные соединения;
  • антифрикционные — способствуют снижению силы трения между соприкасающимися поверхностями за счет образования прочной, слоистой пленки (по сути, скольжение обеспечивается благодаря смещению этих слоев друг относительно друга);
  • противовибрационные — в отличие от описанных выше модификаторов, способствуют повышению коэффициента трения, за счет чего обеспечивается более плавное и мягкое сцепление.

В соответствии с перечисленными критериями, трансмиссионные масла принято разделять на следующие классы:

  • GL-1

Минеральные масла с добавлением антиокислительных, противопенных и противоизносных присадок, не содержащие противозадирных компонентов. Подходят для смазки цилиндрических, спирально-конических и червячно-зубчатых передач, совместимы с механическими КПП без синхронизаторов. Предназначены для сельскохозяйственных и грузовых машин, работающих на низких скоростях.

  • GL-2

Масла с противоизносными присадками, могут включать в себя антифрикционные компоненты. Подходят для червячных передач. Как правило, применяются для смазывания трансмиссии сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства.

  • GL-3

Характеризуются лучшими противоизносными свойствами по сравнению с маслами GL-2, содержат вплоть до 2.7% противоизносных присадок. Не подходят для гипоидных передач, использующихся в большинстве современных авто, однако совместимы с конусными.

  • GL-4

Отличаются высоким содержанием противозадирных присадок (до 4%). Предназначены для конусных и гипоидных передач с малым смещением осей, агрегатов ведущего моста, несинхронизированных КПП североамериканских (Kenworth, Caterpillar, Freightliner и других) грузовиков и тягачей. В настоящее время используются в качестве основных трансмиссионных масел для подавляющего большинства транспортных средств, включая легковые и малые коммерческие автомобили, выпускаемые на территории Евросоюза (Audi, BMW, Volkswagen, Renault, Peugeot, Fiat), в Японии (Nissan, Mazda, Mitsubishi, Toyota) и других странах. GL-4 также подойдет для среднетоннажных грузовиков и автобусов, оснащенных синхронизированными коробками передач с интардером (гидродинамический тормоз-замедлитель, разработанный компанией ZF Friedrichshafen AG). Трансмиссия данной категории используется в коммерческом транспорте практически повсеместно, в том числе — в отечественных грузовых авто: например, Камаз 65206 комплектуется синхронизированной 16-ступенчатой механикой ZF 16S 2221.

  • GL-5

Концентрация противозадирных и противоизносных присадок достигает 6.5%. К данному классу относят масла, предназначенные для гипоидных передач со значительным смещением осей, подходящие для смазки ведущих мостов большинства современных автомобилей, в том числе — работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Трансмиссионные масла API GL-5, совместимые с синхронизированными КПП, должны иметь соответствующую отметку на этикетке: они не содержат дитиофосфат цинка и другие присадки, разрушающие синхронизаторы, выполненные из медных сплавов (такие установлены, например, на Toyota Lite Ace Noah).

Читать еще:  Если в акпп мало масла: что будет с коробкой

Класс GL-5 включает подкласс GL-5 LS, отвечающий спецификациям MIL-L-2105D (об этой классификации речь пойдет ниже) и пригодный для смазки дифференциала повышенного трения (самоблокирующийся дифференциал). Как следует из названия (LS расшифровывается как Limited Slip — «ограниченное скольжение»), трансмиссионные масла, относящиеся к данной категории, отличает наличие противовибрационных присадок. Вследствие этого они подходят для спортивных легковых автомобилей, кроссоверов (Jeep Wrangler), некоторых фургонов (Fiat Ducato) и универсалов (таких как Audi A4 Avant, оснащенных межосевым самоблоком Torsen).

Помимо перечисленных выше существуют и два дополнительных класса трансмиссионных масел, предложенных в 1998 году. Их появление стало плодом совместной работы специалистов API, SAE и ASTM International (American Society for Testing and Materials — Американское международное сообщество, специализирующееся на стандартизации различной продукции и материалов):

  • PG-1 (также известный как M-1): масла предназначены для использования в несинхронизированных механических КПП тяжелых автомобилей. По составу эквивалентны маслам GL-5, однако отличаются большей термической стабильностью;
  • PG-2: масла разработаны специально для ведущих мостов грузовиков и автобусов.

Наряду с API широкое применение нашла классификация трансмиссионных масел, используемая Вооруженными силами США.

Практически идентичны классу API GL-4

Трансмиссионные масла для гипоидных передач, требования сравнимы с API GL-5

Масло для трансмиссии: особенности трансмиссионных масел

Современный автомобиль состоит из большого количества деталей, механизмов, агрегатов и узлов. При этом в процессе работы многие детали взаимодействуют между собой, создается трение в условиях различных нагрузок. Естественно, так называемое «сухое» трение обычно приводит к тому, что сопряженные поверхности сильно изнашиваются. В результате от трения растет температура, может произойти заклинивание, деформация, разрушение деталей и т.д.

Именно по этой причине в различных механических элементах используются смазочные материалы. Коробка передач независимо от типа КПП не является исключением. В данный агрегат заливается специальное трансмиссионное масло, которое по свойствам несколько отличается от моторного масла. Далее мы рассмотрим, какие особенности, свойства и отличия от других видов смазок имеет масло для трансмиссии.

Читайте в этой статье

Масло и трансмиссия: что нужно знать

Итак, хотя детали в коробке передач не испытывают слишком сильных нагрузок по сравнению с ДВС, все равно агрегат нуждается в смазке. Для решения задачи используется специальное трансмиссионное масло.

Также в автоматические КПП гидромеханического типа и вариаторы заливается специальная трансмиссионная жидкость ATF. Такая жидкость является не просто смазкой, но и выполняет функции рабочего тела (через жидкость передается крутящий момент, а также осуществляется передача усилия на исполнительные механизмы для переключения передач).

Масло для КПП в основе имеет минеральную, синтетическую или полусинтетическую базу, куда добавляется целый пакет присадок для получения нужных свойств (антиокислительные и антикоррозийные присадки, противоизносные присадки, моющие добавки и т.д.). Указанные добавки представляют собой хлор, фосфор, серу, дисульфиды и т.д.

Основной задачей трансмиссионного масла, как и моторного, является создание особой защитной пленки на поверхности деталей, что позволяет избежать сухого трения, перегрева и повышенного износа, различных повреждений и т.д. При этом масло должно иметь нужную вязкость, чтобы пленка не разрушалась (прорывалась) под механическими ударными и температурными нагрузками.

Получается, среди основных требований к маслу для трансмиссии выделяют способность выдерживать режимы скольжения с большой скоростью, высокое давление и перепады температур (в среднем, от минус 60 до плюс 150 градусов по Цельсию).

Также в списке основных требований к трансмиссионным маслам и жидкостям можно выделить:

  • снижение потерь на трение;
  • эффективное охлаждение сопряженных поверхностей;
  • защиту от износа, заклинивания;
  • сведение к минимуму ударной нагрузки;
  • уменьшение уровня шумов от работы шестерен;
  • снижение уровня вибронагруженности;
  • низкая токсичность и легкость переработки отработанного масла;

Чтобы в полной мере соответствовать данным требования и иметь способность выполнять поставленные задачи на протяжении всего срока службы, масло должно иметь следующие свойства: низкая склонность к пенообразованию, противоизносные и противозадирные свойства, стойкость к окислению, высокий порог вязкостно-температурных значений, защитные свойства при контакте с водой, химическая стабильность. Также можно отметить, что масло не должно быть агрессивным к различным уплотнительным элементам из резины.

Виды трансмиссионных масел и классификация

Как уже было сказано, масло состоит из базовой основы, которая бывает:

  • минеральной;
  • полусинтетической
  • синтетической

Также на степень вязкости трансмиссионных масел напрямую влияют присадки и разные добавки в их составе. Минеральное масло получают из нефти, продукт является самым распространенным и доступным по цене вариантом.

Данная жидкость способна формировать плотную и устойчивую пленку на деталях, неплохо защищает от износа. Однако минусом является небольшой срок службы, быстрая потеря свойств и зависимость от температуры (особенно от отрицательной).

С учетом таких недостатков позже появились полностью синтетические трансмиссионные масла, которые по качеству лучше минеральных. Прежде всего, такой продукт получают искусственно (химический синтез), а также добавляют в состав целую группу присадок. В результате такое масло стабильно по вязкости при высоких и низких температурах, имеет большой срок службы, дольше сохраняет заявленные свойства. Недостаток — сложность производства и, соответственно, высокая стоимость.

Трансмиссионные жидкости и масла делятся по степени вязкости. Классификация по SAE:

  • зимние масла для коробки передач: SAE 70W, 75W, 80W, 85W;
  • летние трансмиссионные масла: SAE 80, 85, 90, 140, 250
  • всесезонные масла для коробки, которые сочетают в себе летний и зимний индекс;

Масло подбирается в зависимости от требований производителя агрегата, степени нагрузок и рабочих температур. Согласно требованиям к маркировке, все масла сегодня обозначаются по следующему принципу: только одна степень зимнего ряда W (например, SAE 80W) указывает, что это зимнее масло, то есть предназначено для условий эксплуатации при низких температурах.

Одна степень летнего ряда (например, SAE 85) говорит о том, что это летнее масло. Комбинация сразу двух степеней (например, SAE 75W-85) укажет на то, что масло для коробки всесезонное. Отметим, что на данный момент большинство масел, причем как для двигателя, так и для КПП, являются всесезонными. Также маркировка трансмиссионного масла должна отличаться от маркировки моторных масел, которые могут иметь такую же вязкость в обозначениях по SAE.

Общей же системы классификации трансмиссионной жидкости по другим параметрам, попросту не существует. Однако признанным в мире стандартом является классификация по API, которая классифицирует масла для МКПП.

Для классификации по API отдельно учитываются рабочие условия и особенности конструкции КПП, а также наличие различных противоизносных присадок. Жидкости для таких коробок обозначены API GL, имеется 5 групп качества: начиная с API GL-1 (низшая) и заканчивая API GL-5 (высшая). Также есть отдельные дополнительные группы, однако соответствующие им продукты в продаже встречаются редко.

Данная классификация учитывает классы вязкости, виды масел, их качество, марку и производителя продукта. Производители смазочных материалов в Европе стараются получить допуск ZF, так как созданная компанией система классификации уверенно вытесняет другие.

Как правильно подобрать масло в коробку передач

Начнем с того, что оптимально использовать только такие масла, которые отдельно рекомендует сам производитель авто или КПП (оригинальные масла). Информацию можно найти в мануале или в технической литературе. В случае с коробками-автомат часто рекомендуемый тип масла указан прямо на масляном щупе.

В общих чертах, для большинства МКПП подходят масла SAE 75W-90 API GL-4, для гидромеханических автоматов рекомендуется заливать жидкость типа DEXTRON II (иногда прописывается DEXRON). Также недавно появился новый тип трансмиссионных жидкостей «Т» или «Т2». Еще существует отдельная группа масел для вариаторов, причем масло для CVT отличается от масла для АКПП и роботизированных КПП.

Если выбирать по базовой основе, нужно помнить, что минеральное масло для МКПП будет более вязким на «холодную» и быстрее сработается (нужно чаще менять), а слишком «жидкое» синтетическое масло может начать течь через сальники и уплотнители КПП после прогрева.

Также нужно при выборе показателя летней и зимней вязкости делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации ТС и средние температуры в регионе, где используется конкретная машина.

Во время замены или долива масла нужно использовать только ту жидкость, которая была залита в агрегат ранее. Если же осуществляется переход с одной марки на другую, коробку может потребоваться дополнительно промывать перед заменой масла.

Напоследок отметим, что только правильный подбор масла для коробки передач и своевременная его замена позволяет увеличить срок службы агрегата и повысить качество работы трансмиссии на протяжении всего срока службы.

Выбор масла для механической коробки передач: виды трансмиссионных масел, особенности и отличия. Какое масло лучше заливать в МКПП, что нужно учитывать.

Какое масло лить в коробку автомат, что нужно учитывать при выборе трансмиссионного масла для АКПП. Полезные советы и рекомендации.

Свойства и особенности масла для коробки передач «автомат и механика»: классификация трансмиссионного масла по SAE, API. Выбор масла АКПП и МКПП, советы.

Масло КПП: отличия и особенности трансмиссионных масел. Вязкость, классификация по SAE и API. Выбор масла для коробки передач, рекомендации.

Масло для коробок передач: чем отличается трансмиссионное масло от других смазок, свойства, вязкость, классификация. Как выбрать масло для КПП, советы.

Трансмиссионные масла и жидкости для МКПП и АКПП: особенности, свойства, отличия. Классификация масел для коробки передач. Подбор масла для КПП, замена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector