Как правильно эксплуатировать акпп: советы и рекомендации - maslo26.ru

Как правильно эксплуатировать акпп: советы и рекомендации

Советы по правильной эксплуатации АКПП

К большому сожалению, многие автолюбители, в особенности начинающие, не представляют как правильно пользоваться автоматической коробкой передач. Данная статья будет полезна и опытным водителям и тем, кто лишь думает пересесть на авто с АКПП.

Многие не знают, что такое коробка автомат, как пользоваться правильно ей, но научиться этому совсем несложно. Запустив двигатель необходимо выжать педаль тормоза, а затем переключить рычаг в необходимый вам режим (традиционно – «D»). После отпустите тормоз и не спеша жмите педаль газа, ваш автомобиль сам тронется с места.

Для того чтобы начать торможение достаточно всего лишь отпустить газ, а для экстренного торможения или же остановки – выжать педаль тормоза. Необходимо знать, что автомобили с автоматической КПП потребляют горючего больше, нежели автомобили с МКПП, но ездить на таком автомобиле значительно легче.

Как переключаются передачи в АКПП?

Как управлять автоматической коробкой передач:

  • Р – означает режим парковка. В данном положении работает тормоз, удерживающий автомобиль при стоянке. Мотор функционирует на холостых и этого достаточно для стоянки на ровном месте.
  • R – означает задний ход. Включать можно лишь когда авто стоит, в противном случае коробка может быть выведена со строя.
  • N – нейтральная передача. Тут все ясно: обороты от мотора не передаются к ведущим колесам и в случае, если автомобиль не на тормозе, то он запросто покатится. В этом положении так же, как и в положении рычага Р, можно запускать мотор. При движении авто переключение на нейтраль не советуется. Однако, если это все же случилось нужно сбросить газ и лишь тогда, когда упадут обороты, переключите на нужную передачу.
  • D – означает движение, то есть положение специально для езды. Это наилучший режим работы мотора авто в обычных условиях.
  • S (или же 3) – пониженная передача, предназначена чтобы ездить по дорогам с незначительными подъемами или же спусками.
  • L (или 2) – 2-ой диапазон пониженных передач. В этом режиме хорошо ездить в трудных условиях, к примеру, в горах.

Правила правильной эксплуатации

Каждому обладателю авто с автоматом нужно знать как правильно эксплуатировать АКПП:

  1. Главный совет вождения на автоматической коробке – АКПП исключительно не терпит всевозможные пробуксовки колёс. Данное правило в особенности актуально в зимнее время, когда вокруг много снега или гололед, в это время водить автомобиль нужно аккуратно. Это же правило касается и водителей — гонщиков, которые любят ездить с пробуксовками даже на сухом асфальте. Сегодняшние авто часто оборудуются различными системами антипробуксовки и это очень нужно для АКПП. Но иногда эту систему необходимо отключать (к примеру, когда ваш авто застрял). Абсолютно отключить систему пробуксовки колёс нельзя, однако можно свести её воздействие на минимум.
  2. При езде на коробке автомат нельзя включать нейтральную передачу без основательных на то причин. Злоупотреблять данным режимом на АКПП нельзя. Этот режим принято считать «сервисным» и нужен чтобы ездить без включения двигателя.
  3. Не нужно брать на буксир автотранспорта с АКПП прицеп или иной авто. Автомат к этому просто не приспособлен. Безусловно у любой коробки имеется некий резерв прочности и сразу ваша машина не сломается, однако, систематическая езда с большими нагрузками будет бесконечно приближать серьёзную неисправность АКПП. В случае если собираетесь очень часто пользоваться прицепом на авто с коробкой автоматом, выбирайте автомобиль, в котором с самого начала предусмотрен значительный запас прочности. Например, мощный джип. Коробка подобного авто рассчитана на солидный вес непосредственно самого джипа, вследствие этого вес самого прицепа будет иметь незначительное влияние на АКПП.
  4. Не заводите машину с «толкача». Отдельные водители, естественно, иногда заводят автомобили с автоматической коробкой с толкача, однако это со временем приведет к поломке коробки.
  5. Автомобиль с АКПП нельзя ни в коем случае буксировать на привязи. Это самое плохое, что может быть сделано для коробки с АКПП. Сопряжено оно с тем, что в коробке во время движения должна непрерывно циркулировать трансмиссионная жидкость. В случае если мотор авто заглушен, то подобающей смазки АКПП не происходит и это безусловно нанесет ей вред. В практическом руководстве по эксплуатации коробки передач указывается, что буксировка возможна на короткие расстояния, до двадцати-пятидесяти километров,на скорости не более 20-30 км/ч. Однако на практике, в случае если СТО находится далее 3-5 км, предпочтительно воспользоваться услугам эвакуатора. Оплата услуг за эвакуатор будет не очень высокой, а вот тяжких последствий для АКПП вполне можно избежать.

Не считая этого, нужно не забывать, что АКПП — исключительно сложное устройство, которое нуждается в своевременном обслуживании и замены трансмиссионной жидкости. Сервис должен проводиться в срок, а в условиях вождения на наших дорогах до его наступления. Если вы учтете все наши рекомендации, то коробка вам будет служить долго и надежно.

Особенности пользования зимой

Для авто, на которых установлена автоматическая коробка передач, правила пользования в зимнее время очень существенны и в это время водить автомобиль нужно аккуратно. Потому что купив автомобиль с АКПП водитель, как правило, не утруждает себя детальным изучением всех подробностей вождения и специфик эксплуатации автоматической коробки, а напрасно. Первые осложнения, обычно, появляются зимой и неоднократные попытки выбраться из маленького сугроба – лишь цветочки. Предлагаемые нами рекомендации, несомненно, помогут вам осознать, что такое правильная эксплуатация АКПП в зимнее время. Для этого обязательно ознакомтесь с приведенной ниже инструкцией:

  1. В случае если вам нужно войти в скользкий поворот, старайтесь делать это на пониженной передаче. Перед переключением изначально снизив скорость.
  2. Зимой перед поездкой нужно прогреть свой авто до рабочей температуры охлаждающей жидкости. В данном случае трансмиссионное масло в автоматической коробке успеет прогреться и приобрести нужную вязкость.
  3. В случае срочного выезда надлежит прогреть автомобиль хотя бы до 40С, а затем стараться ехать не выше 40 км/час, при этом избегать резких ускорений.
  4. После того как запустите мотор и прогреете его, 2-3 раза переведите рычаг во все положения, останавливаясь во всех положении на 2-5 сек.
  5. Машину при этом сдерживайте при помощи тормоза. Далее, погоняйте коробку вашего автомобиля в каком-нибудь из режимов работы.
  6. Зимой, в том числе если машина хорошо прогрета, первые километры надлежит передвигаться в щадящем режиме.
  7. Зимой во время вождения часто случается так, что у владельца автомобиля появляется желание завести автомобиль с буксира или же оттянуть буксиром транспорт на ремонт. Все эти действия обязательно приведут к различным неисправностям во время эксплуатация АКПП.

Видео «Как переключать скорости в АКПП»

В этом видео рассказывается какие есть скорости в АКПП и как правильно их переключать.

Автомобиль с АКПП: как правильно эксплуатировать коробку-автомат

Сегодня автоматическая трансмиссия по целому ряду причин становится выбором многих автолюбителей. Как показывает практика, хотя существуют различные типы и виды коробок-автомат, наиболее распространенным после традиционной механики агрегатом является «классическая» гидромеханическая АКПП.

При этом многие автовладельцы зачастую не знают, как правильно эксплуатировать автоматическую коробку, чтобы данный узел выходил весь свой заявленный ресурс и даже больше. Далее мы рассмотрим основные особенности эксплуатации АКПП, а также правила, которые позволяют минимизировать риски серьезных преждевременных поломок автомата.

Читайте в этой статье

Как правильно эксплуатировать автоматическую коробку передач

Прежде всего, приведенный ниже материал, в первую очередь, ориентирован на начинающих водителей или автолюбителей, которые не имеют практического опыта эксплуатации коробки-автомат.

Итак, если автомобиль с автоматической коробкой, необходимо заранее изучить ряд основных правил и нюансов еще до начала использования АКПП. Как известно, автомат часто становится выбором водителей-новичков, которые не знают об особенностях его устройства и принципов работы.

  • В общих чертах, сначала нажимается педаль тормоза, затем можно завести двигатель, после чего рычаг коробки (селектор АКПП) следует перевести в нужное положение, тем самым выбрав необходимый режим работы трансмиссии.
  • Важно понимать, что основные режимы (P-R-D) следует переключать при нажатой педали тормоза, а также после полной остановки автомобиля.
  • После выбора режима (например, «драйв» или положение «D»), тормоз можно отпустить, перенести ногу на педаль газа и плавно начать дозировать тягу акселератором. Обратите внимание, все действия выполняются только правой ногой, при езде на машине с АКПП левая нога не задействована.
  • Если нужно затормозить, правая нога переносится с педали газа на тормоз, то есть использовать левую ногу для торможения водителю также не следует.

Что касается режимов АКПП, независимо от типа автомата производители для упрощения взаимодействия стараются сделать их похожими. Конечно, на разных коробках существуют отдельные допрежимы, однако основные зачастую одинаковые.

Можно выделить режим P (паркинг). Когда водитель переводит рычаг АКПП в данный режим, срабатывает блокиратор внутри коробки, что позволяет заблокировать колеса и избежать отката. При этом, в случае, когда машина стоит под уклон, нужно дополнительно затягивать ручной стояночный тормоз, так как механизм блокиратора АКПП достаточно хрупкий и не рассчитан на серьезные нагрузки.

Режим N (нейтраль) означает, что двигатель и коробка условно разомкнуты, что позволяет перемещать машину как вперед, так и назад, прокручивать ведущие колеса (например, в автосервисе). Используется в качестве сервисного режима, а также при необходимости буксировки машины с АКПП без вывешивания ведущих колес.

Отметим, что во время остановок (например, на светофорах) переводить АКПП в нейтраль не нужно. Достаточно просто оставаться в режиме «драйв». Однако некоторые автовладельцы рекомендуют переводить коробку в нейтраль при длительных простоях с заведенным двигателем (в пробке и т.п.)

Простыми словами, например, включив режим 3, АКПП не переключится выше третье передачи (режим подходит для активного маневрирования, движения на подъем). В режиме L1 будет работать только первая передача, что позволяет проезжать сложные участки с учетом высокого показателя крутящего момента и мощности на первой передаче, то есть без включения второй.

Еще среди допрежимов на некоторых АКПП можно выделить отдельную кнопку овердрайв, которая отключает повышенную передачу (OD/off). Коробка (например, 4-х ступенчатая) будет работать только в режиме трех передач.

Отдельного внимания заслуживает и типтроник АКПП (обозначен значениями M manual, «-» и «+»). Данный режим является полуавтоматическим, то есть водитель получает возможность переключать передачи вручную. На практике этот режим позволяет лучше контролировать работу АКПП, задействовать весь потенциал двигателя, активнее управлять автомобилем и т.д.

Читать еще:  Коробка передач (кпп): назначение и типы коробок переключения передач в автомобиле

В таком режиме можно активно ускоряться, свершать обгоны и перестроения. При этом данный режим не является экономичным, расход топлива сильно увеличивается, при его активном использовании растут нагрузки на КПП и двигатель, а также другие узлы автомобиля.

В случае с кик-даун стоит отметить, что включить его отдельно кнопкой или селектором нельзя. Данный режим задействуется автоматически в том случае, когда водитель сильно нажимает на педаль газа (до пола).

После включения кик-даун коробка понижает передачу на 1 или 2 ступени, обороты двигателя резко растут, машина динамично разгоняется. Как и в случае со спортрежимом, постоянно задействовать кик-даун не стоит, высокие нагрузки сокращают ресурс ДВС и АКПП.

Зимние режимы подходят для снега и льда, однако рассчитаны на езду с невысокой скоростью. При езде по асфальту или с высокой скоростью такой режим включать не нужно, так как возможен перегрев АКПП по причине больших нагрузок на трансмиссию.

Советы и рекомендации

С учетом большого количества разных видов и типов АКПП, у разных автопроизводителей обозначения тех или иных допрежимов могут отличаться. По этой причине необходимо отдельно изучить мануал для конкретного автомобиля.

Чтобы увеличить ресурс коробки автомат и снизить нагрузки, нужно плавно трогаться, а также не применять активного торможения без такой необходимости. При переключении разных режимов желательно выдерживать паузу около 2-3 сек.

Простыми словами, например, перед тем, как включить R после D, нужно полностью остановить автомобиль, выждать около 1 сек, переключиться в N, а уже затем через секунду включить R. Помните, резкие переключения могут стать причиной ускоренного износа АКПП, толчков при переключениях и т.д.

Если машина с АКПП застряла, например, в снегу, лучше вытолкать автомобиль или воспользоваться сторонней помощью, чем пытаться выехать своим ходом. В результате длительных пробуксовок агрегат может перегреться, что неизбежно приводит к поломкам.

Не следует пытаться завести авто с АКПП с разгона (с толкача). Еще при необходимости буксировать машину с автоматом без вывешивания ведущих колес, во время такой буксировки нужно учитывать, что скорость не должна превышать отметки около 40-50 кмч, а расстояние не более 40-50 км. При такой возможности оптимально сразу вызвать эвакуатор, что на деле зачастую обходится намного дешевле, чем ремонт автоматической коробки передач.

Затем можно начать движение, избегая резких стартов, пробуксовок, высоких или даже средних скоростей, езды на пониженных или повышенных передачах с высокими оборотами ДВС и т.д. При этом нужно помнить, что коробка полностью прогреется только через 10-15 км.

При езде нужно помнить, что если случайно или намеренно включить режим пониженных передач на высокой скорости, обороты двигателя могут упереться в отсечку, произойдет резкое замедление авто. Простыми словами, в случае, когда машина движется со скоростью 80-90 км/ч, включение режима «2» может стать причиной заноса, ДТП, поломок АКПП или двигателя.

При замене масла в автоматической коробке, а также фильтров АКПП, желательно использовать только рекомендуемые производителем оригинальные смазочные материалы и расходники. Подбирать аналоги нужно с учетом полной совместимости, сами продукты должны быть высокого качества, следует избегать всевозможных добавок и присадок, не смешивать масла для КПП разных производителей.

Что в итоге

Как видно, основное преимущество в виде комфорта и повышенной безопасности благодаря автоматическому переключению передач без участия водителя позволило АКПП стать уверенным конкурентом привычной МКПП и получить огромную популярность по всему миру. Также коробка-автомат позволяет быстрее и легче освоить практические навыки вождения.

Однако следует помнить и то, что такая коробка менее надежна, чем механика, автомобиль с автоматической КПП (кроме РКПП) обычно расходует больше горючего, чем механическая трансмиссия. Еще автомат дороже как в обслуживании, так и в ремонте.

В качестве итога отметим, что соблюдение указанных выше рекомендаций, когда водитель учитывает особенности эксплуатации АКПП, позволяет значительно увеличить срок службы и ресурс автоматической трансмиссии.

На практике есть много примеров, когда автомат исправно работал без ремонтов 350-500 тыс. км. и более исключительно благодаря правильной эксплуатации и грамотному своевременному обслуживанию.

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

Цифры и буквы на коробке автомат: обозначение режимов АКПП. Для чего предназначены режимы АКПП, как и когда включать основные и дополнительные режимы.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.

Основные датчики в устройстве АКПП: назначение и принцип работы датчиков автоматической трансмиссии. Неисправности датчиков коробки автомат, признаки.

Режим «S» на автоматической коробке передач: для чего нужен спортрежим. Как пользоваться спортрежимом «S» на АКПП, что нужно учитывать.

Селектор автоматической коробки передач: основные функции. Виды селекторов АКПП: подрулевой, кнопочный, напольный. Неисправности селектора коробки автомат.

Как (не) ездить на «автомате»: полное руководство по АКПП

27 августа 2018 Категория: Секреты автомобилей.

После «механики», водить машину с автоматической трансмиссией — чистое удовольствие, особенно по городу. Но из-за более «нежного» и требовательного устройства гидравлических коробок, нужно знать, как ездить на АКПП, чтобы не сломать и не убить ее раньше срока.

Правильная эксплуатация АКПП

Перед поездкой на автомобиле с «автоматом», заведите мотор и подождите минуту, чтобы трансмиссионное масло распределилось по коробке. В холода прогрейте таким образом коробку минут 10-12. Начав движение, первые 500-1000 м преодолейте так, чтобы не пришлось нагружать коробку.

Важно: заводите двигатель только в положении Р. Затем выжмите тормоз и переведите рычаг в положение D или R: завист от того, как вам нужно выехать со стоянки.

Режим движения — D

Это основной режим, в котором вам предстоит ездить. Когда будете останавливаться на светофорах, просто удерживайте педаль тормоза. Помимо основного режима Drive, на отдельных моделях коробки предусмотрены дополнительные:

  • 2 — использует только первую и вторую передача. Помогает при езде в горах и на крутых спусках. Ограничивает скорость до 40-60 км/ч.
  • L — аналог понижающей передачи для внедорожников. Используется в тяжелых условиях: бездорожье и тп. Не использовать, если скорость больше 15 км/ч.

Важно: когда выбирете на коробке режим D, дождитесь легкого толчка, только после него выжимайте газ. В среднем, АКПП нужно порядка 1 секунды, чтобы прийти в полную готовность к движению. В противном случае, внутренние механизмы коробки могут не справиться с нагрузкой.

Не вздумайте пользоваться второй ногой при движении на «автомате». Если впереди у вас возникнет препятствие и вы резко выжмете тормоз, сила инерции потащит ваше тело вперед — включая ногу на педали газа. Поэтому: левую ногу на подставку. Привыкайте.

Режим нейтральной передачи — N

Важно: режим N в АКПП предусмотрен только для обслуживания в сервисе и при буксировке.

Пивычка «переходить на нейтралочку» при движении с уклона может вылиться в преждевременный ремонт коробки. Тем более не имеет смысла ждать зеленого сигнала светофора, включая режим N.

Буксировка в режиме N

Конечно, лучше вообще не буксировать автомобиль с АКПП. И уж тем более, тянуть автомобилем с АКПП другое авто.

Но если доставить ваш авто с «автоматом» нужно недалеко — 50 км предел — а двигатель заводится, включайте режим N и ползите, не превышая 50 км/ч.

Важно: Использовать буксировку как способ завести двигатель «с толкача», если у вас АКПП, категорически нельзя. Это убивает коробку на раз-два. Как и буксировка в снегу, песке.

Режим заднего (реверсивного) хода — R

Режим заднего хода, как и отальные режимы на «автомате», включается только после полной остановки. Выжав педаль тормоза, переведите селектор коробки в положение R.

Важно: никогда не включайте режим R, пока автомобиль не остановлен ПОЛНОСТЬЮ. Это чревато поломками внутри самой коробки и снаружи — элементов трансмиссии, ДВС.

Часто такую ошибку совершают при попытке вписаться в небольшое парковочное место постоянно переключаясь с D на R и обратно, кажется небольшой и допустимой ошибкой не остановить автомобиль полностью. Даже если не с первого раза, такая ошибка приведет вас к капитальному ремонту АКПП. Ее нужно избегать любой ценой. Для этого — контролировать свои действия.

Режим паркинга — P

Режим паркинга, который подразумевает заблокированный вал и ведущие колеса, используют при длительных остановках и стоянках. Некоторые предпочитают ставить АКПП в режим P при длительном ожидании светофора.

Важно: Режим Р можно включать только после полной (!) остановки автомобиля. Переход из режима паркинга в режим D или R — только через выжатую педаль тормоза.

Остановка на уклоне в режиме P

В условиях ровной площадки для стоянки или на незначительном уклоне достаточно просто перейти в режим паркинга. Но если машину нужно поставить на хорошую такую горочку, задействуйте ручник.

А именно: удерживая тормоз, затяните ручник, отпустите педаль. Автомобиль немного откатится, скорее всего. Затем выберите положение P селектором. Готово, вы восхитительны.

Снимаем машину с ручника в той же последовательности: выбираем режим D, выжимаем педаль тормоза, опускаем ручник. Поехали.

Важно: если постоянно пренебрегать стояночным тормозом и сохранять неподвижность машины за счет режима паркинга, это большая нагрузка на коробку. В конечном счете шестерня блокиратора АКПП (металлическая лапка) быстро износится и сломается — и автомобиль будет скатываться с уклона при включении положения Р.

Дополнительные режимы работы АКПП

OD OverDrive

Эта кнопка по умолчанию «утоплена» в рычаг тех АКПП, где больше чем 3 ступени передач. Соответственно, нажатой эта кнопка «дозволяет» переходить на 4,5..и т.д. передачу.

Чтобы активировать режим Овердрайв, кнопку нужно выключить. Тогда коробка перестает переключаться выше, чем на третью передачу. На приборной панели загорается лампочка «O/D OFF».

Проделывать такое полезно, когда нужно быстро разогнать автомобиль. Обороты двигателя остаются высокими, а передача — низкой. А еще Овердрайв полезен на затяжных подъемах, за счет придания тяги мотору.

Кроме того, отжав кнопку O/D, вы вызовете мягкое торможение двигателем.

Важно: не практикуйте включение O/D, если скорость движения выше 120 км/ч.

Kickdown

Кик-даун активирует сама коробка, когда водитель резко выжимает газ. АКПП автоматически переходит на пониженную передачу. В результате — интенсивный разгон при высоких оборотах. Очень полезно при маневрировании на трассах и в экстремальных ситуациях, когда нужно быстро «убраться».

Важно: Нельзя пользоваться кик-дауном «по приколу»: он сильно нагружает коробку. И не стоит активировать этот режим, чтобы красиво умчать с места, особенно, если скорость ниже 20 км/.ч.

PWR/Sport

Это программный режим автоматической трансмиссии для более «спортивной» езды. Позволяет осуществлять переключения на оборотах выше ,чем обычно. Динамика улучшается, а вот расход топлива возрастает. Для самой же коробки постоянную езду в таком режиме щадящей не назовешь.

Snow

«Снежный» режим позволяет разгонять автомобиль, минуя первую передачу. Риск, что колеса начнут буксовать в снегу, таким образом снижается. А еще в этом режиме передачи сменяются в более узком диапазоне оборотов — движение становится безопаснее.

Читать еще:  Что такое датчик детонации двигателя

Важно: некоторые «умельцы» включают Snow для экономии топлива круглогодично. Но если зимой гидротрансформатор коробки переносит отсутствие первой передачи нормально, то летом это может вызывать перегрев механизма. И привет, капремонт.

Как продлить жизнь «автомату»

1. Самый простой и быстрый способ угробить АКПП — посадить за руль человека с агрессивной манерой вождения, который привык «рвать» с места в карьер, тормозить «в пол» и совершать резкие маневры. Манера вождения — один из ключевых факторов ресурса коробки-«автомата». Обслуживание АКПП — лишь второй по значимости фактор.

2. Известны «народные» рекомендации, что зимой перед началом движения коробку-автомат нужно прогреть, включая все передачи на АКПП и останавливаясь на каждой по 10-15 секунд (выжав педаль тормоза), ничем не обоснованы.

Пользу от такого «прогревания» не подтверждают специалисты автосервисов. В некоторых руководствах по эксплуатации прямо указано — оставляйте селектор и положении P.

Для выхода АКПП в рабочий режим достаточно, как только температура снаружи опустилась ниже +5, прежде чем ехать, включить двигатель и дать ему поработать несколько минут.

3. Чтобы продлить жизнь «автомата», важно следить за уровнем масла (маслом называют трансмиссионную жидкость ATF — Automatic Transmission Fluid) в коробке.

Для этого использовать масляный щуп из двигателя, не допускать утечек и менять масло с фильтром каждые 40-60 тыс. км (первая замена — спустя 80-100 тыс. км. и далее каждые 60, а лучше — 30-40 тыс. км). Использовать только оригинальное масло для замены.

Несмотря на заверения производителей о «необслуживаемости» коробки, менять жидкость ATF в автомобиле нужно регулярно.

Это подтверждают и сервисмены, которые регулярно ремонтируют последствия такой вот «необслуживаемости», и владельцы, которые хоть раз сливали трансмиссионное масло самостоятельно и видели, как вместо залитой ярко-красной жидкости из коробки течет грязно-коричневая жижа.

Помимо предупреждения потенциальных проблем с износом трущихся деталей внутри коробки, свежее масло положительно сказывается на характеристиках работы АКПП — режимы переключаются плавно, без пинков.

Многие специалисты при жалобах владельцев на работу «автомата» первым делом рекомендуют менять трансмиссионную жидкость.

Но есть тут тонкий момент.

Если пробег автомобиля очень солидный, а предыдущая замена жидкости ATF неизвестно, когда проводилась (и проводилась ли вообще), нужно быть готовым к неприятным последствиям обслуживания коробки. А именно: что после замены трансмиссионного масла она попросится на ремонт.

Этому есть две причины.

Во-первых, при эксплуатации АКПП внутри коробки накапливается вода. Она поступает туда через сапун вместе с воздухом в периоды стоянок автомобиля. Влагой напитываются накладки фрикционов: чем дольше не менялось масло, тем больше внутри «автомата» влаги.

Значит, тем больше и риск того, что накладка фрикционов отслоится от диска фрикциона — и новое масло поможет этому процессу.

Во-вторых, из-за того, что новое масло эффективнее вымывает грязь, оно может поднять отложения металлической стружки и пыли, и эти комья грязи забьют масляные каналы — и привет, ремонт.

Поэтому обслуживание коробки автомобиля с пробегом выше 150 тыс. км или с неизвестной историей обслуживания — вопрос неоднозначный.

Правила эксплуатации АКПП

Множество как начинающих, так опытных автомобилистов предпочитают авто именно с автоматическими коробками передач. Новичков нередко пугает сама необходимость переключения передач во время езды, тогда как автолюбители с опытом осознали возможность спокойно и размеренно ездить на авто, оборудованном автоматической КПП. Однако в случае приобретения первой машины на «автомате» нередко автовладелец не знает как использовать её правильно. Увы, этому обычно не обучают в автошколе, однако это определяет безопасность езды, а также срок эксплуатации самой КПП. Давайте разберемся с правилами эксплуатации и типами АКПП.

Сегодня существует две разновидности автоматической коробки передач. Каждый тип подразумевает определённые особенности использования.

АКПП гидротрансформаторного типа

Наиболее распространённый вариант. Такие модели АКПП используются для большей части всех современных автомобилей. Такая конструкция положила начало массовому распространению автоматических КПП. Гидротрансформатор не относится к составным частям переключающего механизма. Он предназначен для сцепления на АКПП, в таком случае осуществляется передача гидротрансформатором крутящего момента от мотора на колёса во время запуска автомобиля. Между мотором и механизмом АКПП отсутствует жёсткая связь. Передача вращательной энергии осуществляется с помощью трансмиссионого масла, которое непрерывно циркулирует по замкнутому кругу, подвергаясь действию высокого давления. Данная схема делает возможной работу мотора с включенными передачами при стоянке авто.

Переключение в современной модели осуществляется с помощью электроники, однако на устаревших авто это происходит с помощью гидравлической системы. Возможна работа АКПП в трёх режимах — стандартный, спортивный, экономичный. Механическую часть АКПП довольно надёжная, легко поддаётся разным видам ремонта. Уязвимой часть системы является гидравлический блок. Ходовые характеристики машины с гидротрансформаторной АКПП определяются настройками электроники — датчика оборотов КПП и иных датчиков. На основании их показателей поступает команда переключения в необходимый момент.

Раньше работа таких КПП осуществлялась на 4-х передачах. Сейчас разные АКПП имеют до восьми передач. Множество передач позволяет улучшить динамические параметры, сделать езду более плавной, сэкономить топливо.

АКПП бесступенчатого типа

Отличается от от гидротрансформаторной АКПП принципом работы. Тут отсутствуют передачи вовсе. Изменение передаточных чисел происходит непрерывно, вне зависимости от уменьшения скорости либо раскручивания мотора. Этот тип АКПП работает очень плавно, обеспечивая для водителя максимально комфортные условия.

Большое преимущество бесступенчатого вариатора — высокая скорость реакции. При наличии такой коробки передач нет необходимости терять много времени на процесс переключения — когда нужно разогнаться, будет сразу достигнут наиболее эффективный крутящий момент, придающий авто ускорение.

Рабочие режимы АКПП

Следует ознакомиться с рабочими режимами и правилами использования наиболее распространённой гидротрансформаторной АКПП. Для любой автоматической КПП являются обязательными режимы работы P, R, D и N. Для обеспечения возможности выбора нужного режима водителем АКПП имеет рычаг для выбора диапазона. Внешне рычаг почти не имеет отличий от селектора, обеспечивающего переключение МКПП. Передачи переключают по прямой, порядок может быть свободным. Выбранный режим отображается на панель управления.

P — это режим паркинга. Подразумевает отключение всех элементов авто. Целесообразен во время стоянки либо продолжительной остановки. Именно в данном режиме запускается двигатель.

R — режим заднего хода. Желательно использовать заднюю передачу только после полной остановки автомобиля. Заднюю можно включить лишь тогда, когда педаль тормоза полностью выжата. Следствием любого другого порядка действий является причинение значительного вреда как для трансмиссии, так и для двигателя.

N — режим нейтральной передачи. В таком состоянии двигатель не осуществляет передачу крутящего момента на ходовую, работая на холостом ходу. Данный режим включают при кратковременной остановке. Недопустимо включение такого режима в процессе езды. Возможна буксировка автомобиля в режиме N. Запускать мотор в нейтральном режиме недопустимо.

D — это режим движения. Переключение передач происходит по очереди во время нажатия на педаль газа. В АКПП количество передач может составлять от четырёх до восьми. Рычаг для подбора диапазона на таком автомобиле имеет разные варианты — D1, D2, D3. Они иногда обозначаются только цифрой, без использования буквы. Цифра выражает степень доступности верхней передачи.

D3 — позволяет водителю применять 3 первых передачи. В такой позиции торможение является более эффективным. Рекомендуется использование во время езды с притормаживанием либо при езде по холмистой местности.

D2 — подразумевает доступность лишь двух первых передач. В эту позицию АКПП переводится на скорости до пятидесяти км/ч. Данный режим используется в труднопроходимых местах — во время движения по лесу либо по горной дороге. Для большей эффективности в таких случаях пользуются торможением мотором. Так же эффективно использовать режим D2 в пробке.

D1 — означает доступность исключительно первой передачи. Такое положение автоматической коробки используется, когда сложно достичь скорости более 25 км/ч. Недопустимо включение данного режима на высокой скорости, иначе возможен занос.

D0 — подразумевает скорость 75-110 км/ч. Выход из него необходим при снижении скорости до 70 км/ч. В данном режиме ощутимо падает уровень затрат горючего на магистрали.

Включение режимов возможно в произвольной последовательности при езде.

Вспомогательные режимы АКПП

АКПП может быть оснащена также дополнительными режимами.

  1. Нейтральный — используется для повседневного движения.
  2. Экономичный — даёт возможность обеспечить плавное и спокойное движение, с экономией топлива.
  3. Спортивный — подразумевает максимальную нагрузку на двигатель, что влечет за собой высокий расход топлива.
  4. Зимний — используется для езды по скользкой поверхности. Авто начинает движение не на 1-й, а сразу на 2-й или 3-й передаче.
  5. Типтроник — является имитацией ручного управления и даёт возможность в случае надобности ручным путём повысить либо понизить передачу.

Включение данных установок осуществляется кнопками либо переключателями.

Правила езды с АКПП

  1. Переключение рабочего режима АКПП проводят при предварительном нажатии педали тормоза
  2. Перевод в нейтральную позицию между сменами режимов АКПП не имеет смысла.
  3. Снятие ноги с тормозной педали рекомендуется лишь после ощущения водителем характерного толчка, указывающего на полное включение передачи.
  4. Недопустимо переключение селектора в нейтральную позицию при остановке на светофоре или при пробке.
  5. Нежелательно переключение в нейтральный режим при спуске.
  6. Не допускается сильное надавливание на газовую педаль при пробуксовке. Предпочтительно включение низких передач, для медленного вращения колёс.

Другие нюансы эксплуатации автоматической коробки приходят с опытом вождения машины с автоматом.

Правильная эксплуатация АКПП

Вначале нужно выжать педаль тормоза. После этого осуществляется перевод селектора в режим движения. Затем отпускают тормоз. При плавном отпускании педали тормоза — авто начнёт движение. Каждое переключение режимов движения совершается вместе с правой ногой. Для снижения скорости наиболее целесообразно отпускание педали газа, переключение передач будет совершаться в автоматическом режиме. Главным принципом вождения является избегание любых резких движений как торможений так и ускорений. Результатом резкого стиля вождения становится износ фракционных дисков. Всё это способно повлечь неприятные толчки во время переключения автоматической КПП.

С АКПП недопустимы:

  1. Подача нагрузки на не прогретую АКПП. Даже при температура окружающей среды выше нуля, начинать езду следует на низкой скорости, поскольку АКПП очень уязвима ко внезапным ускорениям. Чтобы полностью прогреть автоматическую КПП, требуется больше времени, нежели для прогрева двигателя.
  2. Езда по бездорожью или в экстремальных условиях. АКПП просто не рассчитана на это.
  3. Буксование колёсами. Оптимальный стиль езды в этой ситуации на пониженных оборотах. При застревании авто помогает лопата. Нежелательна перегрузка классической автоматической трансмиссии, поскольку она ведёт к перегреванию механизмов, следствием которого становится быстрый износ.
  4. Буксировка прицепов и других автомобилей — это сильно сокращает срок эксплуатации АКПП.
  5. Движения авто с толкача. Немало автомобилистов пренебрегают этим принципом, однако такое отношение сказывается на коробке.
  6. Нейтральная передача используется исключительно во время удерживания педали тормоза.
  7. Недопустимо выключение двигателя в любом режиме кроме парковки «P».
  8. Недопустимо перевод селектора в режим P либо в положение R во время движения.
Читать еще:  Как пользоваться роботизированной коробкой передач

Поначалу кажется, что АКПП — очень привередливый узел, имеющее низкий ресурс работы. Но, в случае выполнения вышесказанных правил, она может оставаться исправной в течение всего времени эксплуатации машины, радуя автовладельца. При своевременном техническом обслуживании и отсутствии перегрузок АКПП, она значительно облегчает процесс вождения.

dorude › Blog › Правила эксплуатации автомобиля с АКПП

Если знать о АКПП только это, то, скорее всего, она прослужит своему хозяину вдвое, а то и вчетверо меньше своего потенциального ресурса. В идеале же, автоматические коробки переключения передач при правильном обращении могут прослужить не меньше, чем «механика», не доставляя при этом проблем. Так как же нужно эксплуатировать АКПП, чтобы она работала долго и надёжно? Как следить за её техническим состоянием и как распознать первые признаки приближающихся неисправностей.

Чего не любит АКПП

Автоматическая коробка передач — это сложный гидромеханический агрегат, при эксплуатации которого могут возникнуть такие условия, в которых она быстро выходит из строя.

После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, рекомендуется прогреть и коробку передач

Автовладельцам стоит знать, что на АКПП не рекомендуется езда «на холодную», продолжительная буксировка (особенно со скоростью выше 50 км/ч), запуск двигателя «с толкача», пробуксовка, переключение режимов работы во время движения, езда на нейтральной передаче.

После запуска холодного мотора, пока он будет прогреваться, рекомендуется прогреть и коробку передач. Делается это следующим образом. При нажатой педали тормоза селектор переключения режимов работы АКПП нужно переводить от первого положения Р до последнего (как правило, это L) и обратно, задерживаясь в каждом на несколько секунд. Делается это для того, чтобы масло разошлось по корпусу и попало во все пакеты фрикционов. После этого можно ехать.

Первые пару минут движения нужно стараться не делать рывков и не давать больших оборотов. Это будет полезно как двигателю, так и АКПП. Дальше можно продолжать движение в обычном режиме. Но в любом случае нужно помнить, что резкие старты и ускорения – удел спортивных автомобилей. Ехать нужно в режиме D, а при остановках лучше вообще не трогать рычаг селектора коробки, а просто удерживать тормоз. Если остановка продолжительная, селектор устанавливается в режим Р.

Самой распространенной ошибкой является включение нейтральной передачи (N) каждый раз при остановке и при движении накатом, например, под горку

Все переключения режимов работы АКПП осуществляются только при полной остановке автомобиля и нажатой педали тормоза. После переключения ощущается лёгкий и плавный толчок. Это означает, что режим включен и можно отпустить педаль тормоза и начинать движение.

Ошибки владельцев автомобилей с АКПП

Одной из самых распространенных ошибок является включение нейтральной передачи (положение селектора — N) каждый раз при всякой остановке и при движении накатом, например, под горку.

Многие это делают по привычке, выработавшейся на «механике». Однако, режим N в автоматической трансмиссии и нейтраль в механической КПП – это далеко не одно и то же. Более того, проходя положение N, не нужно на нем задерживаться, а надо стараться побыстрее его проскочить. Лишнее срабатывание автоматики в данном случае совершенно ни к чему. Все это не вымысел, а информация, которую указывает автопроизводитель и которую почти никто не читает. Игнорировать это ни в коем случае нельзя, так как в положении N в АКПП не создаётся необходимого давления, и фрикционы, не получая необходимого количества смазки, начинают подгорать.

Также на автомате нельзя при движении задним ходом сразу переключиться на режим D и поехать вперёд, без полной остановки автомобиля (и наоборот). Чревато это не только механическими повреждениями шестерёнок и фрикционов, но и поломкой картеров АКПП. Для этого нужно обязательно дождаться полной остановки автомобиля, перевести селектор в нужное положение и не снимать ногу с педали тормоза до тех пор, пока не переключится режим.

Если автомобиль забуксовал, то нажимать на педаль акселератора абсолютно бесполезно, машина будет только буксовать. Пытаться, меняя режимы, раскачивать автомобиль взад-вперёд, как на механике, недопустимо по причинам, описанным выше.

Попробовать выбраться из ловушки можно следующим образом. Включив понижающий режим L, попробовать поехать «внатяг», действуя педалью тормоза как сцеплением и обеспечивая медленное вращение колёс. Когда автомобиль начнёт двигаться, педаль тормоза можно отпустить и плавно начинать прибавлять газ. Дальше выехать на укатанную и твёрдую дорогу поможет электроника, главное, не дать колёсам сорваться обратно в букс.

Для парковки автомобиля на крутом склоне тоже есть свой нюанс. Оставить автомобиль только на режиме P недостаточно, так как сильно увеличится нагрузка на элементы механизма парковки в АКПП и может выйти из строя блокировка вала. В данном случае необходимо воспользоваться ручным тормозом. Делается это следующим образом. Удерживая ногой тормозную педаль, АКПП переводится в режим N и вытягивается ручной тормоз. Отпускается тормозная педаль, автомобиль чуть-чуть двинется вперёд и нагрузку в виде части веса автомобиля, возьмут на себя тормозные колодки. Селектор переключения переводится в режим P. Теперь нагрузка на механизм блокировки вала АКПП невелика, и он уже не выйдет из строя. Для начала движения, удерживая ногой педаль тормоза, селектор переводится в положение D и автомобиль снимается с ручника, после чего отпускается педаль тормоза.

Пара слов о дополнительных режимах современных АКПП

Автоматические трансмиссии, устанавливаемые на современные автомобили, бывают трёх типов: гидравлические, вариаторные и роботизированные. Две последние трансмиссии имеют всего лишь три режима работы (P, R, D и N) и возможность принудительного переключения передач с помощью того же селектора или подрулевых лепестков. Современная гидравлическая АКПП, кроме вышеперечисленных, имеет ещё несколько режимов работы. Для чего они существуют, полезно знать каждому водителю, а особенно тем, кто раньше ездил на вариаторе или роботе, а теперь приобрёл машину с обычной гидравлической коробкой передач.

Итак, кроме уже известных режимов P, R, D и N, есть несколько дополнительных: 2, L, overdrive, кик-даун, PWR/SPORT, SNOW. Для чего же они используются?

OverDrive. Эта кнопка встречается на коробках, которые имеют более трех ступеней передач. Кнопка включения данного режима обычно находится на рычаге коробки. Предназначена для обгона или других случаев, когда необходим быстрый разгон. Ее действие заключается в том, что она не дает коробке переключиться выше третьей передачи, за счет чего обеспечивается ускорение. Встречается, в основном, на трансмиссиях американских автомобилей и на старых машинах европейского и японского производства. Постоянно использовать этот режим нельзя, так как его длительное использование приводит к перегреву трансмиссионного масла и требует установки специального масляного радиатора для его охлаждения. Если это требование игнорировать, выйдут из строя фрикционы АКПП.

Кик-даун активируется автоматически при резко нажатой педали газа «в пол». При этом коробка переключается на одну или две передачи вниз. Переключения на повышенные передачи происходят на более высоких оборотах, что обеспечивает автомобилю более интенсивный разгон, чем обычно. Не рекомендуется пользоваться этим режимом для старта с места, так как это даёт очень большую нагрузку на фрикционы. Включается, в основном, при обгонах и интенсивных разгонах.

Режим PWR/SPORT предназначен для активной езды. Переключение происходит на более высоких оборотах, что обеспечивает хорошую динамику разгона. Однако расход топлива в этом режиме максимален.

Режим SNOW предназначен для движения зимой. В этом режиме не включается первая передача, разгон начинается сразу со второй передачи, что уменьшает вероятность проскальзывания ведущих колес. Также в этом режиме переключение происходит на более низких оборотах, что делает машину более «вялой», однако обеспечивает безопасность движения на снегу. Некоторые люди используют этот режим и летом, так как расход топлива в этом режиме минимален. Но это делать не нужно, так как в этом режиме отключена первая передача, а, следовательно, все нагрузки падают на гидротрансформатор, который активно нагревается. Зимой для него это нормально, а летом может привести к перегреву и возможной поломке АКПП. Нельзя так же «буксовать» на автомобиле, пытаясь выехать из снега или грязи или пытаться «раскачать» его, меняя первую и задние передачи, как на механике – это приведёт к поломке АКПП.

Если разрядился аккумулятор

В случае возникновения такой ситуации лучше всего воспользоваться проводами для прикуривания. Заводить автомобиль с АКПП «с толкача» или буксира не рекомендуют ни производители, ни опытные автомобилисты. Практически такая возможность существует, но она очень сложна и требует специальных навыков и знаний устройства АКПП. Поэтому быстрее и безопаснее для «автомата» — зарядное устройство или провода для «прикуривания».

Автомобиль с автоматической КПП буксировать можно, но только при заведенном двигателе и в нейтральном положении коробки N на скорости до 50км/ч и на расстояние не более 50 км. Если же машина не заводится, большинство автолюбителей сходится во мнении, что лучше воспользоваться эвакуатором, чем потом оплачивать дорогостоящий ремонт коробки передач. Если же авто с автоматом само буксирует другой автомобиль или прицеп, то следует помнить следующие правила.

Буксировка другого автомобиля нежелательна вообще, так как это приводит к перегреву трансмиссионного масла, и к ней следует прибегать только при отсутствии альтернативных вариантов.

Буксируемый автомобиль должен быть легче или такой же массы, как и буксирующий. Двигаться с буксиром можно только в положении селектора коробки 2 или L и на скорости не более 40 км/ч.

Не слишком тяжелые прицепы автомат переносит без проблем, поэтому их буксировка разрешена в режиме D и со скоростью, разрешённой правилами дорожного движения. Для буксировки тяжёлого прицепа на автомобиль необходимо установить масляный радиатор. Сделать это очень непросто даже в авторизированном сервисе, так как в автомобиле для этого, скорее всего, банально не окажется свободного места. Поэтому если существует постоянная необходимость эксплуатации автомобиля с тяжёлым прицепом, лучше приобрести машину с механикой или автомобиль с АКПП, но уже оборудованный масляным радиатором. Как правило, это тяжёлые пикапы и джипы с приводом на две оси, которые позволяют безопасно буксировать тяжёлый прицеп в соответствии с Правилами дорожного движения.

От такого количества «не рекомендуется» и «нельзя» у водителя, ранее не имевшего опыта эксплуатации автомобиля с АКПП, поначалу голова может пойти кругом. Однако на самом деле правил не так уж и много, и знать их нужно очень хорошо. Если, в процессе эксплуатации не переключать селектор режимов коробки на ходу, без полной остановки автомобиля, прогревать коробку передач перед началом движения, не буксовать, не кататься на «нейтрали», не буксировать другие машины и не злоупотреблять спортивными и тяжело нагруженными режимами, то автоматическая КПП порадует своего владельца возможностью комфортного управления автомобилем и длительным сроком своей службы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector